На фото Александр Александрович  Калягин

Александр Александрович Калягин

Биография

Александр Александрович Калягин — российский актер, народный артист России (1983), Лауреат Государственной премии СССР (1981), председатель Союза театральных деятелей России.

Александр Калягин родился 25 мая 1942 года, в селе Малмыж, Кировской области, на реке Вятка. Мать - Юлия Мироновна Зайдеман, родила его в 40 лет. Отец - Александр Иванович Калягин, который умер от разрыва сердца уже 17 июня.

В Москве проживала многочисленная родня Александра по материнской линии, там он и провел все свое детство. У него был абсолютный слух, и мама решила учить его игре на скрипке, но ничего из этого не вышло. В пять лет Саша решил, что станет актером. Его родным нравились выступления будущего артиста.

Глубокое заблуждение считать, что актёр должен быть умным.

Калягин Александр Александрович

В 1955 году Саша Калягин написал письмо Аркадию Исааковичу Райкину: «Я, тринадцатилетний мальчик, долго раздумывал, прежде чем написать Вам эти строки. И вот я решился. Признаться, как-то даже страшновато... не смейтесь надо мной». И Аркадий Исаакович ответил! Он написал ему, что талант - это труд, что надо много учиться…

В 1959 году Александр по настоянию матери закончил медицинское училище, после чего на два года устроился работать фельдшером «Скорой помощи» в 50-ю городскую больницу Тимирязевского района. Затем решил осуществить свою детскую мечту и поступил в Щукинское училище с первого раза. Его взяли на курс В. К. Львовой.

На втором курсе Калягина чуть не отчислили за профнепригодность. Говорили о невнятности амплуа - метр семьдесят два, не социальный, не любовник, не худощавый, лысеющий. Героев играть не может, пионеров не может, стариков в театрах и так полным-полно.

С Любой Кореневой они вместе поставили отрывок «Свидание хотя и состоялось, но…» по Антону Павловичу Чехову. Этот отрывок был признан ректором Борисом Евгениевичем Захавой лучшим на курсе. Веселый и обаятельный, Александр вскоре стал одним из лучших учеников в училище. Все преподаватели восхищались его талантом. А много позже театроведы восхищенно резюмировали: Александр Калягин будто бы рожден, чтобы играть чеховских персонажей!

На втором курсе Саша и Татьяна Корунова тайно расписались в ЗАГСе, но об их романе даже никто не догадывался.

Окончив в 1965 году училище, супруги вместе поступили в Театр на Таганке. Там Александру довелось сыграть Галилео Галилея в одноименном спектакле по немецкому писателю и режиссеру Бертольду Брехту. Однажды Калягин поссорился с режиссером Юрием Петровичем Любимовым и собрался уходить из театра. Любимов заявил, что если Александр Александрович уйдет, то его жена тоже будет уволена. Услышав эти слова, Татьяна сама написала заявление об уходе. С тех пор она посвятила себя семье. Родила дочку Ксению.

В 1967 году Калягин перешел в Театр имени Ермоловой, где за три года им было сыграно много интересных ролей, в том числе: Попришин в «Записках сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя и Джим в «Стеклянном зверинце» Теннесси
Уильямса.

В 1970 году Калягин ушел в «Современник», а год спустя оказался во МХАТе. В Московском Художественном театре он проработал больше четверти века. Его мудрым руководителем был Олег Николаевич Ефремов. Там он сыграл свои лучшие роли: Петр Полуорлов в «Старом Новом годе» Михаила Михайловича Рощина, Леня Шиндин в «Мы, нижеподписавшиеся» Александра Исааковича Гельмана, Тригорин в «Чайке» Антона Павловича Чехова, В. И. Ленин в «Так победим!» Михаила Филипповича Шатрова, Федя Протасов в «Живом трупе» Льва Николаевича Толстого, Оргон в «Тартюфе» Мольера, Симон в «Тамаде» Александра Михайловича Галина, Табак в «Перламутровой Зинаиде» М. М. Рощина.

Во МХАТе Калягин встретился с режиссером - Анатолием Васильевичем Эфросом. У Эфроса (за вычетом зарезанного советской цензурой Гамлета) Калягин сыграл две роли. Федю Протасова и мольеровского Оргона. Анатолий Васильевич говорил о нем: «Когда Калягин на сцене - смотришь неотрывно. Интересно наблюдать, как возникает и растет от репетиции к репетиции нечто живое. Похоже на то, как в начале мая внезапно появляются на ветках зеленые листочки. Кажется невероятным, что дерево за два-три дня преобразуется до неузнаваемости. Вдруг что-то запестрело, удесятерилось, еще размножилось, и дом напротив уже не виден, развитие роли у настоящего актера похоже на это цветение».

В середине 70-х умерла от рака жена Татьяна, дочке Ксюше тогда было всего четыре года. На урне с прахом жены Александр написал «Спасибо за щедрость твою».

Фильмы

В кино Александр Калягин дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман». У Никиты Михалкова он снялся в картине «Раба любви».

18 сентября 1977 года завершились съемки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Роль Михаила Платонова досталась Калягину не просто. В архиве актера завалялась черно-белая карточка, его первая фотопроба для «Неоконченной пьесы», на которой Никита Михалков прочертил жирно фломастером внутри круглого калягинского лица нужный абрис. Режиссер был строг - влезешь в этот размер, будешь играть. Месяц Калягин сидел на гречке. Влез. Сыграл. Наверное, лучшую свою роль в кино.

На съемках фильма Александр познакомился с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла в фильме Сашеньку. Однажды Калягин вдруг позвонил ей и предложил сходить в театр. Так начался их роман. Красивая и добрая женщина понравилась дочери Александра Александровича, и с тех пор они живут вместе.

В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Александр Калягин был назван лучшим актером года. Он продолжал очень много сниматься, и практически ни одна работа не оставалась незамеченной. В драме Романа Виктюка «Игроки» (1978) он сыграл Ихарева, в комедии Олега Ефремова «Старый Новый год» (1980) Петра Полуорлова. За роль Ганиева в детективно-публицистической драме «Допрос» (1979) актер удостоился Государственной премии.

Многообразие киноролей, сыгранных Калягиным, очень велико. От трагического Василия Жуковского, учителя и друга Александра Сергеевича Пушкина в «Последней дороге» режиссера Леонида Менакера до приспособленца и хамелеона Любомудрова в картинах «Прохиндиада, или бег на месте» Виктора Трегубовича и «Прохиндиада-2» (режиссер сам А. Калягин). Очень замечателен его Чичиков в экранизации «Мертвых душ».

Калягин - актер универсальный, приобретший с годами учебы в вахтанговской школе и работой в лучших театрах столицы поразительную способность к пластическому перевоплощению. Он вживается в характер, обстановку и чувствует себя свободно в любом жанре - будь то чеховская мелодрама, эксцентрическая комедия, или даже эротическая притча («Комедия о Лисистрате»).

Всех его героев объединяет одиночество. «Сумасшедший» Поприщин в театре Ермоловой, Платонов в «Неоконченной пьесе», одинок «живой труп» - Федя Протасов. И отобранный в юности Любимовым (для Высоцкого!) Галилей в театре на Таганке.

Калягин, как режиссер

В качестве режиссера в кино Александр Калягин выступил, сняв в 1985 году мелодраму «Подружка моя» - картину, открывшую зрителю актрису Ирину Розанову. В 1994 году вышла его «Прохиндиада 2», сатирическая комедия, являвшаяся продолжением похождений Сан Саныча Любомудрова, начавшихся в картине Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или бег на месте». В 1980-е годы он стал пробовать свои силы и в качестве театрального режиссера. Первые работы были за рубежом. В США он поставил «Ревизора», а во Франции – «Чехов. Акт III».

В 1993 году Калягин организовал собственный театр «Et Cetera»: «Наш театр начался не с идеи, а с шумного курса, который я выпустил в 90-м году. Это был один из лучших курсов Школы-Студии МХАТ. Ребята не разбежались, а стали вместе работать. Сначала без меня. Тогда я еще не помышлял о создании театра. МХАТ, где я работал, был тогда лучшим театром страны, были живы великие артисты Евгений Александрович Евстигнеев, Андрей Попов, Юрий Георгиевич Богатырев, Олег Иванович Борисов, еще не ушли из театра Вертинская и Катя Васильева. Ставили спектакли А. Эфрос, Лев Абрамович Додин, К. Гинкас...

Замечательный садовник Олег Ефремов взращивал свой сад терпеливо и мудро. Казалось, что так будет всегда. Но, увы, разделение МХАТа не могло не сказаться, театр начал сильно меняться. У моего любимого учителя, Олега Николаевича Ефремова, возникла масса проблем, ему стало не до меня. Работа в театре перестала давать радость, хотя внешне все продолжало оставаться благополучным. Я был по горло занят, репетировал, играл, но при этом ощущал себя в абсолютной творческой пустоте. Нависала тягостная для меня пауза, в которую ворвались мои ребята. Они что-то там репетировали в разных углах страны, я им помогал решать организационные проблемы, не вникая в творческий процесс. А тут для афиши им понадобилось мое имя. Пришлось посмотреть, что они там натворили. Я провел одну репетицию, потом вторую и так далее..., et cetera..., et cetera...». Здесь режиссер поставил: «Лекарь поневоле» Мольера (где Калягин сыграл роль Тибо), «Руководство для желающих жениться» А.П. Чехова (роль Пискарева), «Смуглая леди сонетов» Бернарда Шоу (роль Шекспира) и другие спектакли.

Настоящее время

Современная Калягинская жизнь очень насыщена. Он работает в театре, продолжает сниматься в кино. Среди последних работ актера – роли в комедии «Леди на день» (судья), приключенческом фильме «Бульварный переплет», сериале «Бедная Настя» (Василий Андреевич Жуковский).

С женой они живут счастливо. Дочь Ксения, выучившись в Америке, осталась жить там. Занимается программированием. В 2001 году у нее родился сын Матвей. Сын Калягина и Глушенко, Денис, тоже учится в Америке в очень престижной частной школе «Джордж-скул» под Филадельфией.

Говоря о себе, Сан Саныч признался: «Мне знакомый врач в Австралии сказал после инфаркта: "Саша, у вас энергетический ресурс исчерпан. Вы живете уже на НЗ". Ну и что? Откуда я знаю, сколько его, этого неприкосновенного запаса. Раньше, в молодости, мы все просыпались от ужаса: как это так - я живу, и меня не будет?! А потом время идет, теряешь друзей, теряешь родных и вдруг понимаешь: впереди путь. Пускай он коротенький. Или длинный. Бог его знает. Я бывший медик. Я актер. Который, конечно же, должен заниматься человековедением. И становится ясно: все так перемешано. К смерти начинаешь относиться просто: жизнь идет, все естественно, это - шаг. Говорят, в вечность. А может, и нет...»

Александр Калягин периодически работает за рубежом как педагог и режиссер, ведет передачу на радио России "Отзвуки театра".

Поделиться: