Биография

Известен также как «Тема Лебедев», «Самизнаетекто», tema (логин на блог-платформе Живой Журнал, домен личного сайта, адрес электронной почты). «Артемий Лебедев» — это товарный знак, зарегистрированный его студией.

Известен обилием матерных, околоматерных и экспрессивных выражений. Сам аргументирует это тем, что мат — это неотъемлемая часть русского языка, а он просто пользуется ей, как любой другой частью языка. Леонид Каганов в одном из выпусков программы «Ленивые будни» называет Артемия единственным его авторитетом и экспертом в русском языке, сам же Артемий там же говорит, что единственный эксперт в русском языке — Д. Э. Розенталь.

Биография

Рождение, ранние годы

Артемий родился 13 февраля 1975 года в городе Москва, в семье писательницы Татьяны Толстой и филолога-классика Андрея Лебедева, сына генерал-полковника В. Я. Лебедева.

Детский сад и ясли не посещал. Учился в московских школах № 274, 583, но в 1989 году вместе с родителями переехал в американский город Балтимор, где Татьяна Толстая преподавала русскую литературу. Там он год проучился в средней школе Парквиля (англ.) и после, возненавидев Америку, вернулся в СССР, оставив родителей. Окончил гуманитарный класс московской общеобразовательной школы № 57.

С 16 лет Лебедев жил один. После школы поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Лебедев выбрал факультет журналистики потому, что там был низкий проходной балл, но на лекции не ходил и был отчислен со второго курса.

Профессиональная карьера

По словам Лебедева, дизайну он научился у Аркадия Троянкера, арт-директора «Еженедельного журнала» и «Итогов» (сам Троянкер считал Лебедева своим лучшим учеником).

В ряде интервью Артемий заявляет, что ему не нравится положение дел в России с дизайном и он много работает, что исправить это положение. Трудоголиком себя при этом не считает, а говорит, что ему «лень уйти с работы домой».

Летом 1992 года основал с партнёром студию «А-квадрат», в которой работал до конца года. В январе 1993 года основал самостоятельную студию «Артографика», где принимал участие в создании книг и журналов. По совместительству работал арт-директором компании «МакЦентр».

В 1995 году основал студию WebDesign (в 1998 году переименованную в «Студию Артемия Лебедева»), которая является одной из первых и крупнейших студий веб-дизайна в Рунете.

Деятельность

Лекции

Регулярно ездит по России с лекциями и мастер-классами о дизайне, где рассказывает про интерфейсы, информационный и промышленный дизайн, создание удобных и красивых вещей и т. д.

В 2005 году дал почти двухчасовую лекцию в НГУ для факультета психологии где рассказал «как всё начиналось…». Кроме того, давал интервью с Татьяной Толстой на тему «Искусство провокации».

Студия

Артемий Лебедев является основателем одной из крупнейших, известнейших и дорогих дизайн-студий России «WebDesign», которая в 1995 году переименована в Студию Артемия Лебедева. На счету компании более двух с половиной тысяч работ, среди которых фирменные стили, книги, журналы, дорожные знаки, пиктограммы, графические и физические интерфейсы, сайты, объекты промдизайна и промышленной графики, витрины. Существует целый «музей клонов» дизайна Студии.

По словам Артемия он и его студия является авторами ряда технических находок и решений, используемых по всему интернету. Одной из таких находок, является изобретение «резиновых» (растягивающихся по ширине окна) сайтов, которые на Западе до сих пор являются большой редкостью. Ещё одним примером является универсальная пиктограмма «домика» (ссылка на главную страницу), которая получила широкое распространение в предложенном Лебедевым графическом решении.

21 июня 2010 Артемий объявил о прекращении работы студии с журналом «Афиша». Решение о «увольнении» клиента объявил Артемий в блоге, заявив, что основанием для решения была фраза «толстые тетки». Хотя до этого момента они довольно плотно взаимодействовали, например, студия создала приложение «Ссылка» для журнала — путеводитель по интернету.

«Бизнес-линч», «порка»

Одна из рубрик сайта заключалась в том, что любой желающий мог отправить Артемию графический объект или сайт, а он, в свою очередь, составлял свое критическое мнение этой работы. Рубрика называлась «Порка» и выпускалась ежеквартально. Позже рубрика была переименована в «Полит порку». К 2006 году рубрика была закрыта и удалена с сайта. 1 сентября того же года рубрика восстановлена, ведется ежедневно и называется «Бизнес-линч», но теперь рецензирует не только Лебедев.

Этнографические экспедиции

С 30 декабря 2007 года по 27 января 2008 Артемий провел в поездке по периметру Америки, по приезду, по его словам, ему сразу пришла идея проехать на машине до Владивостока. Это путешествие получило название «Этнографическая экспедиция».

Спустя некоторое время Артемий отправляется в ряд похожих этнографических экспедиций с соответствующими названиями: МосЭтноЭксп (Москва), ПитерЭтноЭксп (Санкт-Петербург), РечЭтноЭксп (река Волга), БалканЭтноЭксп (Балканы) и т. д.

В своих экспедициях Артемий, в первую очередь, обращает внимание на дизайн светофоров, уличных столбов, урн, остановок, почтовых ящиков, бордюров, шрифтов, вывесок, дорожных знаков и других элементов городской среды, но и подмечает местные этнические особенности.

Каждая экспедиция освещается в личном блоге на сайте Живой Журнал и уже в окончательном виде записывается на личном сайте в разделе путешествий. Кроме того, каждый участник экспедиции обязуется писать ежедневный отчет в свой блог.

Кроме «этнографических экспедиций» много путешествует самостоятельно или в составе других групп. По собственному заявлению к сентябрю 2015 года является единственным человеком из стран бывшего СССР и Восточной Европы, который побывал во всех 193 странах мира, входящих в ООН. Последней страной из списка стала Саудовская Аравия.

Блогинг

В 1997 году Артемий открывает сайт, где от имени Кати Деткиной пишет в популярной и востребованной теме: обзоры рунета. 4 марта виртуальный герой был убит и написал собственный некролог.

Собственный блог Артемий открыл в 2001 году на сайте блог-платформы «Живого Журнала». На 2013 год блог занимает 4 место в общем рейтинге пользователей, в нём написано более 5900 постов, а к ним оставлено 3 329 000 комментариев. В 2008 году блог входил в тройку русских онлайн-дневников в топе Яндекса. Живой журнал, по его словам, выбрал по той причине, что там была основная «движуха».

25 сентября 2012 года Артемий опубликовал запись, где была прикреплена картинка с матерным посылом бога, где слово «бог» написано с маленькой буквы, что по мнению православного активиста Дмитрия Энтео и главы ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова является вопиющим случаем и они подготавливают уголовный иск.

В марте 2011 года авиакомпания «Аэрофлот» подала в суд на Лебедева за порочащую деловую репутацию компании запись в блоге, где размещалось обвинение компании в воровстве и предложение читателям разместить в комментариях карикатурные изображения с использование логотипа компании. В итоге, Мещанский суд обязал Артемия удалить из своего блока все «фотожабы», а также негативные оценки работы компании, мотивы принятого решения суд не объявил.

С 16 октября 2008 года стал представителем акционеров компании «Суп», владеющей русскоязычным сегментом сайта Живой Журнал, благодаря приглашению издательского дома «Коммерсант», которая стала акционером компании.

Летом 2008 года блог был заблокирован конфликтной комиссией сайта из-за публикации полуобнаженной девушки, которая, по их мнению, была несовершеннолетней, но 12 июня восстановлен. Является одним из самых известных блогеров в рунете. Блог удалялся.

Объявлял конкурс «фотожаб» используя фотографию патриарха, что повлекло очередной конфликт и подачу заявления от Александра Волкова в конфликтную комиссию Живого Журнала. Комиссия отказала в иске, но оригинальная фотография с патриархом была убрана из поста. После Артемий поблагодарил пресс-службу за рекламу рубрики.

Социальные проекты

С 2009 года Артемий сотрудничал с Пермским центром развития дизайна, а к концу этого года он становится арт-директором этого центра. Объявлял, что начинает работу над дизайном десятитысячной купюры как представитель Центра пермского дизайна. Кроме того, выражал желание стать главным дизайнером города Омск и даже объявил некую предвыборную программу. Входил в состав жюри конкурса творческих проектов сайта президента РФ.

Создал логотипы для города Ярославля, Перми, Одессы и Калужской области (в ярославском логотипе блогеры обнаружили плагиат на логотип «UP & UP»). Артемий участвовал в проекте по улучшению дорожных знаков в Киеве, и Тюмени. Кроме того, в последнем, он добился организации пешеходного перехода с подсветкой.

Артемий разработал дизайн-код улиц Москвы. Придумал «Рекламное дерево» для города Перми. Он уверен, что эта достопримечательность будет себя окупать, поскольку каждый рекламодатель будет считать своим долгом поместить свою рекламу туда. Кроме того, прохожие будут с ним фотографироваться.

Совместно с Маратом Гельманом Артемий объявлял конкурс на разработку знака «Здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих». Православные активисты отреагировали на этот ход иском в суд.

Выступал за дополнение списка профессий (ЕТКС) теми, что связаны с интернетом и появились в начале XXI века.

Артемий в резкой форме выступает против благотворительности по отношению к больным людям и пенсионерам, предлагая вкладывать деньги в строительство дорог, занимает активную противорелигиозную позицию.

Ководство

С 1997 года Артемий запускает новый проект под названием: «Ководство». Проект призван рассказать о дизайне, проектирование интерфейсов, типографике, семиотике и визуализации. Выпускается в виде веб-сайта, скомпонованного как оглавление книги. При переходе к главе, открывается отдельная страница с содержанием параграфа. По заявлению автора, такой формат был выбран из-за «природной лени» и неспособности быстро довести книгу до печати, потому был сделан одноименный сайт. Параграфы периодически оформляются в книгу и распродаются в онлайн- и офлайн-магазинах Студии.

Личная жизнь

Увлекается фотографией и много путешествует. Был женат несколько раз, одна из бывших жён — журналистка Марина Литвинович. Отец четверых детей.

Неоднократно играл в «Схватку», как в поле, так и в штабе.

Становился «Президентом Грузии» (название должности главного модератора на сайте leprosorium.ru), но мгновенно был смещён с должности путём увода кармы до такой степени, что нельзя даже авторизироваться под этим логином.

Отражения в культуре

Упоминается в книге Игоря Ашманова «Жизнь внутри пузыря» как «Дизайнер всея Рунета». В 2000 году снялся в роли вышедшего из тюрьмы уголовника в рекламном ролике Яндекса под слоганом: «На вебе с чистой совестью». В 2012 году снялся в рекламе компании Билайн. Является прототипом героя романа «Запасной инстинкт» Татьяны Устиновой.

В рамках экспериментального документального проекта «Человек.doc» написан спектакль под названием «Артемий Лебедев. Человек.doc». Спектакль впервые показан 6 апреля 2013 года. В спектакле используется ненормативная лексика. Режиссёром спектакля выступил худрук театра «Практика», Эдуард Бояков

Поделиться: