На фото Бронислава Фоминична  Нижинская

Бронислава Фоминична Нижинская

Биография

Бронислава Фоминична Нижинская — русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог. Один из реформаторов хореографии XX века. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.

Бронислава Нижинская родилась 8 января 1891 года, в Минске. Она была третьим ребенком в семье танцовщиков-поляков Томаша Нижинского (по-русски имя Томаш — Фома, отсюда и отчество Брониславы — Фоминична) и Элеоноры Береды. В 1902 году Брониславу приняли в Императорское театральное училище в Петербурге, где она училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти.

В 1908 году, по окончании училища, Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра, затем в 1909 году вместе с братом приняла приглашение театрального и художественного деятеля, первого балетного импресарио Сергея Павловича Дягилева и выступала в организованных им «Русских сезонах» — так назывались гастроли русского балета во Франции.

В 1911 году, после увольнения брата из Императорского балета, Бронислава вслед за ним в знак протеста покинула Мариинку. Вацлав был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком откровенный облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Б.Ф. Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России. В Санкт-Петербурге состоялся лишь ее балетмейстерский дебют – в 1916 году на концерте в Петербургском народном доме двадцатипятилетняя Нижинская впер – вые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые Бронислава исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским.

Спустя три года после ухода из Мариинки Бронислава открыла балетную школу в Киеве. Одним из её учеников был будущий артист балета, хореограф и педагог Серж Лифарь (Сергей Михайлович) — будущий известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф. В 1914 участвовала в лондонской антрепризе брата.

В 1921 году Бронислава Фоминична эмигрировала за границу и стала главным хореографом в труппе Дягилева. За три года сотрудничества с ним она, не прекращая танцевать на сцене, Нижинская поставила балеты «Лиса» и «Свадебка» на музыку композитора и дирижера Игоря Федоровича Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани» («Лоретки») Франсиса Пуленка, «Голубой экспресс», «Докучные» Жоржа Орика, «Голубой экспресс» Дариюса Мийо (все 1924) и другие. "Свадебка" создала балетмейстеру репутацию одного из реформаторов хореографии 20 века. Тем не менее её работа, по-видимому, не вполне соответствовала требованиям Дягилева, увлеченного поисками более экспериментальных танцевальных форм, и в 1925 году он заменил Нижинскую на молодого хореографа Леонида Федоровича Мясина (а её второй муж Николай Сингаевский стал её менеджером после ухода от Дягилева). Несмотря на это, Нижинская периодически гастролировала с Русским балетом, представляя зрителям самостоятельные постановки.

Бронислава Фоминична работала балетмейстером в парижской Опере, в театре "Колон" (Буэнос-Айрес); в труппе Иды Рубинштейн (поставила: "Поцелуй феи" Стравинского, "Болеро" на музыку Мориса Равеля — оба в 1928; "Вальс" на музыку Равеля — 1929), в других труппах мира. До Второй мировой войны появился еще балет – «Концерт» Шопена.

В начале 1930-х балерина работала во Франции, затем в 1932 году основала собственную балетную компанию. Поставила: "Этюды" на музыку Иоганна Себастьяна Баха, "Вариации" на музыку Людвига ван Бетховена (оба в 1932), "Гамлет" на музыку Ференца Листа (1934; исполнила заглавную роль).

В 1935 году Нижинская ставила танцы на музыку Феликса Мендельсона для кинофильма «Сон в летнюю ночь».

В 1937 году Бронислава руководила парижской труппой "Польский балет"; работала в Берлине у Макса Рейнхардта (поставила танцы в опере "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха и в фильме "Сон в летнюю ночь").

В 1938 году Бронислава переехала в США, где вновь занялась преподавательской деятельностью, открыв школу балета и впоследствии сотрудничая с разными балетными компаниями.

С 1952 руководила школой "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). Среди её учениц были Мария и Марджори Толчиф, Аллегра Кент. До 1966 года ставила новые, возобновляла свои прежние балеты в разных театрах мира. Её балеты широко шли в 80-90-е годы.

Сочинения:

  • Школа движения: теория хореографии, К., 1920; Early memoirs, N. Y., 1981;
  • Nijinska В., A dancer"s legacy, S. F., 1986.
  • Нижинская Б. Ранние воспоминания. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — Т. 1. — 352 с. — (Ballets Russes). — 2500 экз. — ISBN 5-87334-032-3
  • Нижинская Б. Ранние воспоминания. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — Т. 2. — 320 с. — (Ballets Russes). — 2500 экз. — ISBN 5-87334-033-1

Литература:

  • Вера Михайловна Красовская, Русский балетный театр начала ХХ в., [ч.] 1-2. 1971-72;
  • Роберт Джонсон, Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991;
  • Нина Тихонова, Девушка в синем, М., 1992: Нижинекий- Нижинская, "Московский наблюдатель", 1992;
  • Gfigoriev S. L., The Diaghilev Ballet 1909-1929, L., 1953;
  • Sokolova L., Dancing for Diaghilev, N. Y., 1960;
  • Haskell, Arnold L., Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968;
  • Buckle R., Nijinsky. N. Y.. 1971.

Бронислава Нижинская скончалась 21 февраля 1972, в Лос-Анджелесе, от сердечного приступа, в возрасте 81 года.

Поделиться: