На фото Джеймс (актёр)  Стюарт

Джеймс (актёр) Стюарт

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Джеймс Мэйтленд Стюарт (англ. James Maitland Stewart, известный под именем Джимми Стюарт (Jimmy Stewart); 20 мая 1908 года, Индиана (англ.)русск., Пенсильвания, США — 2 июля 1997 года, Лос-Анджелес, США) — американский киноактёр, лауреат премии «Оскар» (1941) за лучшую мужскую роль в картине «Филадельфийская история». Боевой лётчик, ветеран Второй мировой войны и войны во Вьетнаме, бригадный генерал.

Был знаменит прежде всего тем, что за полвека создал обширную галерею «маленьких людей» большой Америки, но помимо этого, благодаря своему широкому эмоциональному диапазону, оставил заметный след в огромном количестве жанров: комедиях, драмах, мелодрамах, детективах, биографических фильмах, триллерах, вестернах. Кроме того, известен своей не по-голливудски благопристойной репутацией вне экрана.

Современными киноведами считается одним из величайших актёров в истории.

После ряда фильмов в 1938 году начинается сотрудничество Стюарта с режиссёром Фрэнком Капрой. Их первая совместная работа — «С собой не унесёшь» (1938) — вошла в золотой фонд классики Голливуда. В следующей картине Капры, «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), Стюарт создал образ провинциального неудачника-идеалиста с легким дефектом речи, который в сущности разрабатывал до конца жизни. Роль в этом фильме стала наиболее выдающейся актерской работой в довоенной карьере Стюарта.

Удостоенный за «Мистера Смита» своей первой номинации на «Оскар», Стюарт выиграл эту награду в 1941 году за роль в фильме «Филадельфийская история», в котором помимо него главные роли исполнили Кэтрин Хепбёрн и Кэри Грант. Причем всеми, в том числе и Стюартом, этот «Оскар» воспринимался как выданная задним числом награда за роль мистера Смита. Сам Стюарт считал, что «Оскар» в этом году заслуживал не он, а его друг Генри Фонда за роль в фильме Джона Форда «Гроздья гнева». Как гласит легенда, Стюарт подарил статуэтку своему отцу, который на протяжении многих лет выставлял её на витрине своего магазинчика, чтобы завлекать посетителей.

Война и после

Осенью 1940 года Джеймса Стюарта призвали в армию, но медкомиссия его забраковала, поскольку он был слишком худым для своего роста (до требуемого минимума ему не хватало нескольких килограммов). Стюарт хотел служить во что бы то ни стало, так как сам происходил из семьи с глубокими военными традициями и питал страсть к авиации, получив лицензию пилота-любителя ещё в 1935 г. Поэтому после этого отказа Стюарт стал усиленно заниматься со штатным тренером MGM, чтобы набрать требуемый вес. В марте 1941 г. он повторно явился на медкомиссию, по-прежнему до нормы немного не дотягивал, но убедил врачей закрыть на это глаза. 22 марта он был как доброволец зачислен в армию США рядовым — что характерно, через 3 недели после получения «Оскара». Стюарт стал первой крупной голливудской звездой, надевшей военную форму во время Второй мировой войны.

Вскоре он добился перевода в ряды ВВС, получив в январе 1942 года звание лейтенанта. Несмотря на свои многочисленные просьбы о переброске в Европу на активную военную службу, до августа 1943 года Стюарт был вынужден выполнять обязанности инструктора по подготовке пилотов, поскольку высшее командование старалось не рисковать знаменитостями и держать их подальше от боевых действий, но затем настоял, наконец, на своем переводе на фронт и в ноябре 1943 г. в качестве командира 703-й эскадрильи 445-й бомбардировочной группы 8-й Воздушной Армии США прибыл на военную базу Тибенхем в Северной Англии. С декабря начал принимать участие в боевых миссиях по бомбардировке стратегических объектов в Германии, а также над оккупированными Францией и Бельгией — сначала как командир эскадрильи, затем как командир авиационного крыла, а иногда его ставили во главе целой боевой миссии, поскольку он быстро приобрел репутацию очень профессионального и удачливого летчика и толкового командира: если миссией руководил он, потери среди экипажей, как правило, были минимальны.

До июля 1944 г. в составе 445-й и 453-й Бомбардировочных групп Стюарт принял участие в 20 боевых миссиях, затем был назначен начальником штаба 2-го Бомбардировочного авиакрыла. Штабным офицерам не полагалось принимать участие в боевых вылетах, но Стюарт продолжил делать это, но при этом последующие его боевые миссии (еще порядка двух-трех десятков) не были официально зачтены, поскольку он с чисто формальной точки зрения не мог уже числиться боевым летчиком. Войну Стюарт закончил в звании полковника, став одним из немногих американцев, которые за четыре года прошли путь от рядового до полковника. После войны вернулся в кино, но при этом, числясь в запасе, принимал активное участие в деятельности военно-воздушных сил, а в 1966 г. участвовал в разведывательной миссии над Северным Вьетнамом. Официально он вышел в отставку только в 1968 году в звании бригадного генерала. Таким образом, Стюарт, получивший за свою жизнь военных наград чуть ли не больше, чем кинематографических, оказался самым высокопоставленным военным, когда-либо работавшим на американскую индустрию развлечений.

Осенью 1945 года Стюарт возобновил контракт с MGM и в 1946 году снялся в фильме Фрэнка Капры — «Эта прекрасная жизнь». В центре картины — рождественская история о человеке, который от отчаяния собирается покончить с собой, но в дело вмешивается сошедший с небес ангел. Несмотря на третью номинацию Стюарта на «Оскар», картина поначалу была встречена и публикой, и критиками весьма холодно, став культовым американским фильмом значительно позднее — уже в 1970-е гг.

Вторая половина 40-х гг. была для Стюарта периодом определенного творческого застоя. Его популярность по-прежнему оставалась довольно высокой, но ни один из фильмов, в которых он снялся после возвращения с войны, не мог повторить успеха его довоенных картин. В этих обстоятельствах, желая расширить свое амплуа, Стюарт решил попробовать свои силы в серьезном вестерне. В 1950 г. он снялся в двух вестернах — «Винчестере-73» Энтони Манна и «Сломанной стреле» Делмера Дэйвса. Первый из них стал знаковым не только для кинокарьеры Стюарта, который впервые предстал перед публикой гораздо более жестким, брутальным и бескомпромиссным, чем прежде, но и для жанра вестерна в целом. Кроме того, именно Стюарт привил Голливуду новую систему оплаты актёрского труда: за каждый свой фильм он получал не фиксированную плату (как было принято раньше), а процент от сборов.

Личная жизнь и поздние фильмы

До войны у Стюарта было несколько романов с наиболее известными актрисами того времени: Джинджер Роджерс, Марлен Дитрих, Оливией де Хэвилленд, Нормой Ширер и некоторыми другими. Но он предпочитал не выносить свои отношения с женщинами на всеобщее обозрение и в особенности не затрагивать эту тему в беседах с журналистами. Ни в каких скандалах, связанных с его личной жизнью, Стюарт замечен не был. «Самым завидным холостяком Голливуда» Стюарт оставался вплоть до 1949 года, когда он наконец женился — на бывшей фотомодели Глории Маклин — и усыновил двух её детей от предыдущего брака. В 1951 г. у Джимми и Глории родились две дочери-близняшки. Стюарт оказался образцовым семьянином и преданным мужем, прожив счастливо с женой в течение 45 лет до её смерти в 1994 г.

Стюарт последовательно поддерживал консервативные взгляды Республиканской партии, из-за чего у него с Генри Фондой (он был демократом) однажды даже завязалась потасовка, после чего они решили не обсуждать политику вообще.

Пятидесятые годы ознаменовались сотрудничеством актёра с двумя режиссёрами — Энтони Манном и Альфредом Хичкоком, которые ценили в Стюарте, помимо всего прочего, его «нейтральную» наружность и пронзительный взгляд ветерана Второй мировой. Он сыграл в четырёх хичкоковских фильмах тех лет — «Веревке» (1948), «Окне во двор» (1954), «Человеке, который слишком много знал» (1956), «Головокружении» (1958).

В шестидесятые годы Стюарт стабильно появлялся либо в вестернах, либо в семейных комедиях, однако с годами его роли становились все реже, а в 1970-е годы он объявил об уходе из большого кино. Тем не менее отдельные фильмы с его участием выходили и в 1980-е. В 1985 году актёру был присужден почётный «Оскар» за жизненные достижения, а в 1995 году в его родном городе (Индиана, штат Пенсильвания) открылся дом-музей Джимми Стюарта, кроме того, ещё в 1959 г. имя Джимми Стюарта было присвоено аэропорту в Индиане.

Избранная фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1936 ф Жена против секретарши Wife vs. Secretary Дэйв
1936 ф За тонким человеком After the Thin Man Дэвид Грэм
1936 ф Рождённая танцевать Born to Dance Тед Баркер
1938 ф С собой не унесёшь You Can’t Take it With You Тони Кирби
1939 ф Дестри снова в седле Destry Rides Again Том Дестри-младший
1939 ф Мистер Смит едет в Вашингтон Mr. Smith Goes to Washington Джефферсон Смит
1940 ф Магазинчик за углом The Shop Around The Corner Альфред Кралик
1940 ф Филадельфийская история The Philadelphia Story Макколи Коннор
1946 ф Эта прекрасная жизнь It’s a Wonderful Life Джордж Бейли
1948 ф Звонить: Нортсайд 777 Call Northside 777 П. Дж. Макнил
1948 ф Верёвка The Rope Руперт Кэделл
1950 ф Винчестер 73 Winchester '73 Лин Макэдам
1950 ф Харви Harvey Элвуд Дауд
1952 ф Величайшее шоу мира The Greatest Show on Earth клоун Баттонс
1953 ф Обнажённая шпора The Naked Spur Говард Кемп
1954 ф Далёкий край The Far Country Джефф Уэбстер
1954 ф Окно во двор Rear Window Л. Б. «Джефф» Джеффриз
1954 ф История Глена Миллера The Glenn Miller Story Гленн Миллер
1955 ф Человек из Лэрами The Man from Laramie Уилл Локхарт
1956 ф Человек, который слишком много знал The Man Who Knew Too Much доктор Бенджамин Маккена
1958 ф Головокружение Vertigo Джон «Скотти» Фергюсон
1959 ф Анатомия убийства Anatomy of a Murder Пол Биглер
1961 ф Двое скакали вместе Two Rode Together маршал Гатри Маккейб
1962 ф Человек, который застрелил Либерти Вэланса The Man Who Shot Liberty Valance Рэнсом Стоддард
1962 ф Как был завоёван Запад How the West Was Won Лайнус Ролингс
1964 ф Осень шайеннов Cheyenne Autumn Уайетт Эрп
1965 ф Полёт Феникса The Flight of the Phoenix капитан Фрэнк Таунс
1965 ф Шенандоа Shenandoah Чарли Андерсон
1968 ф Бандольеро Bandolero! Мэйс Бишоп
1976 ф Самый меткий The Shootist доктор Хостетлер
1977 ф Аэропорт ’77 Airport ’77 Филип Стивенс
1978 ф Магия Лесси The Magic of Lassie Кловис Митчелл
Поделиться: