Биография

Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя.

Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.

Рёскин Джон

Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран. Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения.

Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843–1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853) знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.

Рёскин Джон

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей. Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле. Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения. Этой истории посвящён канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin).

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитизма, например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism, 1851), а также «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи, который признавал лишь фотографически точное изображение природы.

В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Жизнь всех величайших людей выражалась больше в их стремлениях и усилиях, чем в осуществлении этих стремлений; а потому справедливо оценивать их можно по их стремлениям и чувствам, а не по тому, что им удалось совершить.

Рёскин Джон

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того… мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю».

В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля. Рёскин восхвалял готический стиль за его трепетность к природе и естественным формам.

Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения.

Рёскин Джон

Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности что видятся Рёскину в искусстве. — ценности силы, твердости и вдохновения.

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре, выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры как Хрустальный дворец.

Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома Камней Венеции (The Stones of Venice) 1853.

Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как бывает тяжел плохо убранный урожай от несвоевременных дождей.

Рёскин Джон

В конце 1850-х — 1860-е годы, в период острого религиозного кризиса, Рёскин пережил страстную влюбленность в девочку, а затем девушку из крайне религиозной протестантской семьи Розу Ла Туш (1848–1875).

Он познакомился с ней в 1858 г., через восемь лет сделал предложение и получил окончательный отказ по настоянию ее родителей в 1872 г. Через три года Роза умерла по неизвестной причине. История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова. В 1870-х на этой почве у Рёскина на участились приступы психической болезни, в 1885 году он уединился в своем имении, которое уже не покидал до самой смерти.

— Избранные полотна
* «Каскады безумия. Шамони» (1849) Бирмингем, Галерея искусств
* «Гнейсовые скалы в Гленфинлас» (1853) Оксфорд, музей Ашмолеон
* «Ирис Фиорентина» (1871) Оксфорд, музей Ашмолеон

Ох уж эти геологи. С каждым ударом их молотков я чувствую, как разрушается библия.

Рёскин Джон

— Библиография
* The Poetry of Architecture (1838)
* The King of the Golden River (1841)
* «Современные художники» (Modern Painters, 1843)
* «Современные художники 2» (Modern Painters II, 1846)
* The Seven Lamps of Architecture (1849)
* Pre-Raphaelitism (1851)
* The Stones of Venice I (1851)
* The Stones of Venice II and III (1853)
* Architecture and Painting (1854)
* Modern Painters III (1856)
* The Harbours of England (1856)
* Political Economy of Art (1857)
* The Two Paths (1859)
* The Elements of Perspective (1859)
* Modern Painters IV (1860)
* Unto This Last (1862)
* Munera Pulveris (Essays on Political Economy) (1862)
* Cestus of Aglaia (1864)
* Sesame and Lilies (1865)
* The Ethics of the Dust (1866)
* The Crown of Wild Olive (1867)
* Time and Tide (1867)
* The Flamboyant Architecture of the Somme (1869)
* The Queen of the Air (1869)
* Verona and its Rivers (1870)
* Aratra Pentelici (1872)
* The Eagle’s Nest (1872)
* Love’s Meinie (1873)
* Ariadne Florentina (1873)
* Val d’Arno (1874)
* The Ethics of the Dust 1875
* Mornings in Florence (1877)
* «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (Fiction, Fair and Foul, 1880)
* Deucalion (1883)
* St Mark’s Rest (1884)
* Storm-Clouds of the Nineteenth Century (1884)
* Bible of Amiens (1885)
* Proserpina (1886)
* Praeterita (1889)

Поделиться: