На фото Галина Павловна  Вишневская

Галина Павловна Вишневская

Биография

Галина Павловна родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — за директором Ленинградского театра оперетты Марком Ильичом Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио.

В России вообще какая-то особая, кликушеская любовь к похоронам.

Вишневская Галина Павловна

С 1951 по 1952 год, уйдя вместе с мужем из театра оперетты, брала уроки пения у Веры Николаевны Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Все страсти-мордасти - просто отсутствие актерской техники и внутреннего контроля. Темперамент - это умение себя сдерживать.

Вишневская Галина Павловна

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Николай Булганин.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской баховианы» написано стихотворение Анны Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Для меня во время исполнения роли все, что я делаю на сцене, так важно, как вопрос о жизни и смерти. Если бы мне отрезали голову, только тогда я не смогла бы допеть спектакль.

Вишневская Галина Павловна

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Дитриха Фишера-Дискау, Пласидо Доминго, Николая Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В сентябре 1969 года Вишневская и Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о Вишневской в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее, Вишневская продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина. В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л. И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда заграницу, которая была удовлетворена, отъезд превратился в длительную эмиграцию. Во время пребывания за рубежом Вишневская и Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой войны, в 1978 году были лишены советского гражданства и государственных наград. Проживали в США, во Франции, Вишневская выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Галины Павловны состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин», дирижировал Ростропович).

Жизнь научила меня всегда быть готовой за себя постоять, и с годами эта необходимость превратилась в потребность создать свою собственную крепость, быть независимой, недосягаемой. Иметь возможность закрыть за собой дверь.

Вишневская Галина Павловна

В январе 1990 года, после обращений многих деятелей искусств, Вишневской было возвращено гражданство, указ Президиума Верховного Совета о лишении государственных наград был был отменён, Галина Павловна в феврале 1990 вернулась в Россию, она стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.

Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

Советские люди привыкли к знакам отличия, как к клейму на мясе, означающему высшую категорию, и без этого клейма человек - просто рабочая лошадь.

Вишневская Галина Павловна

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально под Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы, удостоившись премии «Белый слон».

Скончалась 11 декабря 2012 года в Москве. Церемония прощания с певицей проходила 12 декабря в Центре оперного пения. 13 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

Первый муж — Георгий Вишневский, моряк (брак продлился несколько месяцев в 1944 году).

Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты (брак с 1944 по 1955).

Сын Вишневской и Рубина — Илья, умер в младенчестве в 1945 году.

Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист (брак с 1955 по 2007).

Я создавала вокруг себя стену, через которую люди не могли пробиться ко мне, а сама я не шла им на встречу. Эта черта была во мне всегда.

Вишневская Галина Павловна

Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам.

Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), руководит медицинским фондом «Вишневская — Ростропович».

Почётные звания и награды

Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)

Заслуженная артистка РСФСР (1955)

Народная артистка РСФСР.

Народная артистка СССР (1966)

Орден Ленина (1971)

Алмазная медаль города Парижа (1977)

Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)

Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства

Почётный гражданин города Кронштадта (1996)

Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)

Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность

Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2002 г.

Международная премия Джаккомо Пуччини (2002)

Орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви (2004)

Орден Петра Великого Академии МВД (2004)

Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)

Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 октября 2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность

Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)

Лучшая женская роль 2007 года по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».

Лучший исполнитель 2008 год на Тегеранском кинофестивале (англ. Fajr International Film Festival).

Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра» (2008)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18 октября 2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность

Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США)

Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.

Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)

Почётный гражданин Нижегородской области (2002)

Почётный профессор Московской консерватории.

Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения.

Премия правительства РФ в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства

Оперные и концертные премьеры

1953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).

1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).

1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).

1957 — Девятая симфония Бетховена.

1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).

1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).

1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).

1958 — Аида («Аида», Большой театр).

1958 — «Реквием» Верди.

1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).

1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).

1961 — «Сатиры» Шостаковича.

1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).

1962 — Маргарита («Фауст», Большой театр).

1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).

1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).

1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.

1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).

1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).

1963 — Вторая симфония Малера (Вена).

1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).

1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала).

1964 — Марина («Октябрь», Большой театр).

1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).

1965 — «Эхо поэта» Бриттена.

1965 — Четвёртая симфония Малера.

1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).

1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.

1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.

1969 — Дездемона («Отелло», Москва).

1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).

1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).

1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).

1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.

1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).

1974 — Полина («Игрок», Большой театр).

1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).

1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).

1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).

1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).

1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).

1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).

Роли в кино

1958 — Евгений Онегин — Татьяна Ларина (вокал)

1961 — Вольный ветер — Стелла (вокал)

1964 — Укрощение строптивой

1966 — Катерина Измайлова — Катерина Львовна Измайлова

1973 — Звезда в ночи — Аделина Патти

1992 — Леди Макбет из Мценска — вокал

1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского), режиссёр А. Белинский — Кручинина

2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.

Документальные фильмы о Вишневской

2006 — Элегия жизни — режиссёр Александр Сокуров

2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.

2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой. — режиссёр Андрей Гречиха

Поделиться: