На фото Игорь Матвеевич  Костолевский

Игорь Матвеевич Костолевский

Категория:
Страна:
Биография

Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве.

Родители Игоря не имели отношения к искусству. Отец работал в Министерстве внешней торговли и был специалист по лесу. Решение стать актером не сразу пришло к Игорю. По окончании школы он поступил в Московский строительный институт. Проучившись два года и поняв, что это не его, Костолевский в 1969 году бросил учебу и поступил в ГИТИС на курс Андрея Александровича Гончарова. От родителей свое решение он поначалу скрыл. Поэтому когда родители узнали об этом, то испытали настоящий шок.

Спустя год начинающий актер дебютировал в кино. Он снялся в семейной драме Бориса Ниренбурга «Семья, как семья», где главные роли исполняли замечательные и популярные в то время актеры Людмила Целиковская и Александр Граве. Вместе с Игорем Костолевским в этой картине дебютировал и Сергей Проханов.

Стремительный взлет

В 1973 году Игорь Костолевский окончил ГИТИС и был принят в театр имени Маяковского. Вскоре состоялась и первая «звездная» роль актера в кино. Он был приглашен на одну из главных ролей в историко-романтическую драму Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Картина снималась специально к 150-лению восстания декабристов. Однако исторические события явились для режиссера лишь поводом для исследования человеческих взаимоотношений. В результате получилась необыкновенно тонкая и пронзительная мелодрама, сдобренная небольшой порцией прекрасного юмора. Картина имела большой успех у зрителей, чему способствовала блистательная игра актеров: Олега Стриженова, Алексея Баталова, Ирины Купченко, Натальи Бондарчук и конечно Игоря Костолевского.

Режиссеры, увидев в Костолевском идеальный тип романтического героя, стали часто приглашать актера на различные роли. В 1976 году он снялся разу в нескольких картинах, среди которых наиболее заметной является психологическая драма Павла Любимова «Весенний призыв». Игорь Костолевкий сыграл молодого призывника, попавшего на полгода в армии в учебку. Здесь его герой, московский интеллигент сталкивается с сержантом Карпенко (Александр Фатюшин). Сержант, пытающийся распоряжаться не только внешним видом солдат, но и их судьбами, встречает открытое сопротивление безусого новобранца и постигает необходимые для себя нравственные уроки… Во всех ролях Костолевского чувствовалась необыкновенная интеллигентность и достоинство. Даже роль комсомольского вожака Евгения Столетова в телесериале Игоря Шатрова «И это все о нем» была сыграна актером с присущим ему изяществом. Не случайно именно эта работа принесла ему негласный статус секс-символа отечественного кинематографа.

Среди других работ Игоря Костолевкого в 70-е годы стоит также отметить роли учителя астрономии Марина Миррою в мелодраме «Безымянная звезда» (восхитительный дуэт с Анастасией Вертинской) и одного из пайщиков кооператива в веселой комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Наконец в 1980 году на экраны вышел легендарный политический детектив «Тегеран-43», где актер сыграл роль советского разведчика Андрея Бородина. К этому времени Костолевский был уже признанной «звездой» отечественного кинематографа.

Работа в театре

Ранняя популярность губила многих подающих надежды актеров. В театре Маяковского, где работал Игорь Костолевский, против этого находилось действенное средство. Молодых баловней судьбы отправляли в массовку. Но И. Костолевский никогда не страдал «звездной болезнью». Он, похоже, даже тяготился репутацией звезды. Его обуревали иные желания и страсти. Каждая театральная роль 70-80-х годов была для Игоря Костолевского шансом преодолеть земную, плотскую недостаточность своих киногероев. Первые роли Костолевского в театре, так же как и в кино, были лирико-романтической направленности. Позже в его репертуаре появились и острохарактерные, и комедийные, и драматические персонажи. Особенно сильной работой актера стала роль Треплева в спектакле «Чайка», который ставил Александр Вилькин.

Первый брак

В 1981 году Игорь Костолевский был приглашен на главную роль в лирическую комедию «Отпуск за свой счет». В этом фильме актер сыграл инженера Юрия, работающего проектировщиком-испытателем автобусов. Герой Костолевского – ловелас, который кружит головы красивым девушкам. Вот и очередная его «жертва», бросая все, едет за своим любимым в Венгрию. А он не очень-то и обращает на нее внимание.

На съемках фильма Костолевский познакомился с актрисой Еленой Романовой. Тогда же вспыхнул их роман.

«Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались, - рассказывает Елена. – Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет…» Вскоре они сыграли свадьбу, а чуть позже у актерской четы родился сын Алексей. «Игорь отцом был замечательным, помогал во всем», - признается Елена Романова. Однако им приходилось нелегко, прежде всего, из-за трудного материального положения и тяжелой болезни сына (у Алеши был обнаружен астматический бронхит).

Пришлось Елене столкнуться и с другой трудностью. Оказалось, быть женой популярного, всеми обожаемого актера очень нелегко. Фанатки мужа просто одолевали своего любимца звонками по телефону. Порой они переходили все границы. Елене приходилось выслушивать и такие звонки: «Вы знаете, что у Вашего мужа есть ребенок на стороне?» Или: «Я беременна от Игоря Костолевкого  и собираюсь рожать». Но Елена всегда старалась не ревновать. С самого начала они договорились, что будут доверять друг другу. Тем более она и сама видела, каких нервов стоила Игорю его популярность.

Кино и театр. 80-е – 90-е

Игорю Костолевскому приходилось играть не только положительных романтических героев, но и отрицательные роли. Правда и его антигерои были необыкновенно привлекательны. Так в 1981 году он снялся в главной роли в детективе «Ошибка Тони Вендиса». Актер сыграл теннисиста Вендиса, замышляющего убийство собственной жены.

Надо сказать, что режиссеры зачастую использовали один и тот же имидж актера. Так в середине 80-х Игорь Костолевкий снялся в большом количестве различных мелодрам, упрочивших его имидж секс-символа: «Прости», «Законный брак», «Ночные шепоты» и других. Фильмы были неплохие, но ничего нового актеру не приносили.

Тем временем в театре он играл совершенно другие роли. «Он сдирал клеймо кинозвезды вместе с кожей безжалостно и мужественно, мучительно пробиваясь к сути актерского творчества и к разгадкам смысла человеческого существования. Сыграв Георга IV в «Кине IV» Григория Горина (Театр имени Маяковского, режиссер Татьяна Ахрамкова) и Подколесина в «Женитьбе» Николая Гоголя (Театр на Покровке, режиссер Сергей Арцибашев), Костолевский доказал свое владение тайнописью искусства, которое позволяет прикасаться к радости и проклятию человеческого бытия». Нередко Игорь Костолевский играл на сцене вместе со своей женой. Елена Романова рассказывает: «Играть на сцене с Игорем было нелегко. По натуре самоед, он и меня не оставлял в покое: «Ты здесь наигрываешь!»

Театру имени Маяковского актер отдал всю свою жизнь. С 1990-х годов Костолевский параллельно играл и на сценах других театров, в частности, в спектакле «Орестея» Питера Штайна (1994, роль Аполлона).

Новая любовь

К концу 90-х отношения Елены и Игоря дали трещину. Все чаще бывали размолвки. Тут то в жизни Костолевского и возникла французская актриса Консуэло де Авиланд. Они познакомились, когда Игорь Костолевский гастролировал со спектаклем «Орестея» в Норвегии. Консуэло ради любимого приехала в Москву, а затем с гастролями отправилась в Новосибирск. Вместе с Костолевским они играли в спектакле «Татьяна Репина».

Вскоре Игорь и Елена развелись, а в 2001 году Костолевский женился на своей новой возлюбленной. Причем это актер старался не афишировать перед прессой. В настоящее время Игорь Костолевский не общается с бывшей женой, но помогает сыну Алексею, который учится в МГИМО на факультете международного права. О своей новой избраннице актер говорит, что Консуэло – потрясающая жена: она пишет книги, влюблена в Россию…

Последние работы в кино

С конца 90-х Игорь Костолевский стал редко сниматься в кино. От некоторых ролей актеру пришлось отказаться. Актер рассказывает: «…я отказался от роли у достаточно хорошего режиссера, мне предложили сыграть… какого-то депутата Государственной думы, который рвется в президенты. Какого-то морального урода. Я не хочу в это лезть, я про все это мало что знаю, и мне как-то играть в этом не хочется». В последнее время ему вообще нередко предлагали отрицательные роли. «Да я готов играть и негодяев, но если б это были негодяи… если б там была какая-то психологическая подоплека под этим. Это вообще очень интересно, я играл такие роли. Но когда это только лишь голые схемы, только для того чтобы иметь в титрах имя Костолевского, и чтобы из-за этого пошел зритель (вы его всегда видели положительным героем, а здесь он будет отрицательным!) – это для меня лично мало».

В 2004 году прославленный актер снялся сразу в двух сериалах – «Шпионские игры» и «Усадьба». Игорь Матвеевич рассказывает: «Когда-то в фильме «Тегеран-43» я сыграл разведчика, меня с детства привлекал жанр детектива, ужасно нравилось читать подобные книжки. Поэтому, когда в «Шпионских играх» предложили роль разведчика, который поначалу вообще невыездной, а потом волею судьбы оказывается в Америке и попадает там в разные ситуации, идея очень понравилась». Совершенно противоположная роль досталась актеру в «Усадьбе». Игорь Костолевский сыграл спившегося актера Бимова, ставшего бомжом. «В «Усадьбе» мне впервые за долгое время действительно понравился сценарий, его автор – Алексей Тимм. А когда еще узнал, с какими артистами предстоит работать… Но в первую очередь согласился из-за характера: саму роль бомжа, которым стал актер, мне как артисту очень интересно играть, я всегда любил острохарактерные комедийные роли и в театре их играл – мой творческий путь у Гончарова начинался на выпускном курсе спектаклем "Свои люди – сочтемся", где я был пьяницей Рисположенским. Но дело не в том, пьяница или бомж. Дело в том, что это не чернуха, а трагикомедия, история такая даже романтическая», - рассказывает актер.

Игорь Костолевский продолжает активно работать и в театре – по 12-13 спектаклей за месяц. Спектакли с его участием неизменно имеют большой успех у зрителей. Среди его последних работ - роль Плюшкина в новой постановке «Мертвых душ».

Еще об Игоре Костолевском

В отличие от большинства актеров, которые чуть ли не с детства мечтали посвятить себя искусству, у Игоря такой мечты не было. В школе он отдавал предпочтение точным наукам, однако на стандартный вопрос «кем хочешь быть после окончания школы» определенного ответа не имел.

После окончания восьми классов Игорь Костолевский пошел в вечернюю школу. Закончив ее, поступил в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), хотя с тем же успехом это мог быть и горный, и авиационный, и любой другой столичный вуз. Проучился в нем всего лишь два курса, а с третьего решил податься в артисты. Причем этот его выбор был неожиданным для всех: и для родителей, и для друзей-сокурсников, которые никогда не замечали за ним особенной тяги к искусству.

Костолевский художественному слову не учился, в любительских кружках не участвовал, театром и кино особенно не увлекался. Чем же было вызвано такое решение? Как объяснил позднее сам актер, толкнула его на этот шаг любовь. Он тогда встречался с девушкой, которая большое значение придавала гуманитарному образованию и считала, что ее поклонник обязательно должен его иметь. «Ты на Есенина похож - тебя в актеры обязательно примут», - уверяла она его.

Однако оптимистические прогнозы девушки в тот год не сбылись. Когда Игорь Костолевский пришел показываться в Школу-МХАТ, он волновался так сильно, что едва не разделся перед членами комиссии до трусов. Дело в том, что, несмотря на теплую погоду, он был тепло одет и раздевался до тех пор, пока один из преподавателей не остановил его возгласом: «Вы же не в баню пришли, молодой человек!: Костолевский бросился одеваться в обратном порядке, а затем медленно попятился к дверям. «Вы уже уходите?» - вновь удивленно спросил его тот же преподаватель. И.Костолевский вернулся и с ходу стал читать стихотворение, которое до этого повторял про себя раз сто: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» Но читал его так плохо, что комиссия забраковала абитуриента и посоветовала приходить на следующий год.

Игорь Костолевский так и поступил, только в следующем году подал документы во все театральные вузы одновременно. И произошло чудо - он всюду был принят. В конце концов Костолевский остановил свой выбор на ГИТИСе, где режиссер Андрей Гончаров набирал смешанный актерско-режиссерский курс.

Судьба свела ее с Игорем Костолевским в 1981 году на Калининском проспекте, у стоянки такси. Вот как она сама вспоминает об этом: «Имя Костолевского меня мало беспокоило. Просто талантливый актер, думала я. И вот однажды, это был май, настроение премьерное, я решила остановить такси. Стал накрапывать дождик, я жутко боялась простудиться - первый спектакль, центральная роль, и у кого! - у Андрея Александровича Миронова (в его постанове «Бешеные деньги»). Поднимаю руку (впереди меня двое мужчин), один поворачивается и довольно резко заявляет: «Если вы на такси - будете за нами». Вижу - Костолевский. Я отвечаю: «Не к лицу популярному актеру быть таким невежливым». Он мне начинает объяснять, что ему в театр - работать. «А я тоже в театр!» - парировала я. Выяснили, что я играю у Миронова, а у Игоря там работает друг, второй режиссер, и он Игорю даже обо мне рассказывал. Но подошли сразу две машины, разговор оборвался, и мы разъехались…

Впечатления на меня он тогда не произвел. Я только мельком подумала: какой, видимо, избалованный человек, не может даму в такси пропустить. А на следующий день ко мне вдруг подошел тот самый режиссер и тихо осведомился: «Лен, ты случаем не лошадь?» Я прямо-таки обомлела: «В каком смысле?!» - «По гороскопу, - успокоил он меня. - Не волнуйся… Но это хорошо, что ты не лошадь».

Я потом поняла, что это Игорь Костолевский таким образом наводил обо мне справки. Кто-то ему наворожил - все, что угодно, только не лошадь! Вот он и интересовался… Наконец у меня премьера! Выхожу на сцену - волнение жуткое. Вдруг со второго ряда дикий хохот. А смеется Игорь громко, заразительно. Но у меня-то - первая роль. Ах, думаю, невоспитанный человек! И про такси вспомнила, и слова роли чуть не забыла. Но собралась, спектакль отыграла. А в конце получаю от него огромный букет…

А потом Игорь Костолевский оказался на высоте - такого напора в сочетании с обаянием, деликатностью и заботой я еще не встречала. Если бы он предстал суперменом, как в «Тегеране-43», или благополучным хлыщом, как в «Гараже», я бы никогда не сделала выбор в его пользу. Но, оказывается, за «лихим» имиджем стоял Человек. Ранимый, неуверенный в себе и очень добрый. Моя позиция, что я никогда не выйду за актера, сильно пошатнулась. Боже мой, думала я, неужели бывают мужчины, сочетающие столько достоинств, находясь в привилегированном положении. Он же купался в славе и поклонении. Но не оставлял меня вниманием и заботой, вникая даже в творческие проблемы. А когда мы уехали на гастроли в Новосибирск - не поверите, Костолевский прислал мне туда кипятильник! Мне кажется, этот кипятильник решил все!...

После моего возвращения с гастролей мы вместе с Игорем стали сниматься в фильме «Отпуск за свой счет» (телефильм режиссера Виктора Титова, 1981 год). И он несколько раз, как бы невзначай, обронил: «Вот поженимся, будешь мне суп варить…» Я про себя думала: «О, ужас, я совсем не умею готовить суп!» Мы два раза подходили к загсу, но разворачивались и возвращались обратно. Я никак не могла решиться. Но на третий раз…»

Молодые сыграли свадьбу в 1983 году. Вскоре на свет появился мальчик, которого назвали Алексеем».

Поделиться: