На фото Иван Антонович  Ефремов

Иван Антонович Ефремов

Категория:
Страна:
Биография

Ефремов Иван Антонович (1907–1972), русский писатель, ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук (1940), основатель тафономии — палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного захоронения организмов (кн. Тафономия и географическая летопись, 1950; Государственная премия СССР, 1952).

Родился 9 (22) апреля 1907 в дер. Вырица, ныне Ленинградской обл. Вырос на юге у моря (Херсон и др.), с 1921 — в Петрограде, где окончил Мореходные классы, плавал матросом на Охотском и Каспийском морях.

Большинство людей не понимает, что великое многообразие и красочность мира будут служить им крепчайшей душевной поддержкой на протяжении всей жизни.
(Лезвие бритвы)

Ефремов Иван Антонович

В 1935 окончил Ленинградский горный институт. Первые научно-фантастические и приключенческие новеллы Ефремова, привлекшие внимание А. Н. Толстого «правдоподобностью необычайного», вошли в сборники его рассказов Встреча над Тускаророй, Пять румбов (оба 1944), Белый рог (1945), Алмазная труба (1946). В них, как и в первой научно-фантастической повести Звездные корабли (1948), проявилось характерное для творчества Ефремова стремление не только, следуя законам жанра, выстроить занимательный сюжет и пробудить интерес к тайнам природы, но и концептуально осмыслить естественно-биологические и исторические процессы.

С 1925 как палеонтолог-любитель участвовал в научных экспедициях (Закавказье, Средняя Азия, Якутия, Восточная Сибирь, Дальний Восток);

в 1946–1949 руководил тремя экспедициями в Гоби, чему посвящена художественно-документальная кн. Дорога ветров (1956). Вскоре ставший одним из ведущих представителей отечественной научной фантастики 20 в., Ефремов предложил в своих произведениях как многочисленные научные гипотезы (что особенно роднит его с мировым классиком жанра — Ж.Верном), так и социокультурные схемы развития древних цивилизаций (один из примеров — дилогия Великая дуга: повести На краю Ойкумены,

Женщины знают как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу. Таково древнее противоречие, оно неразрешимо.
(Таис Афинская)

Ефремов Иван Антонович

1949, и Путешествие Баурджеда, 1953, воссоздающие наивные представления древних греков и египтян об окружающем мире и предлагающие размышления о первоосновах человеческой культуры).

Убежденный приверженец, в русле гуманистических упований его поколения, неизбежного наступления «золотого века» всеобщего равенства, благоденствия и мира с помощью радикального преобразования общественного устройства, Ефремов в 1957 выпускает научно-фантастический роман-утопию Туманность Андромеды, где изображено будущее коммунистическое государство планетарного масштаба.

Истоком его явится Земля — цитадель разума, в неопросветительском духе исключающего корысть, войны, угнетение человека человеком. Предвосхищая технократический бум 1960-х годов, Ефремов в качестве главных героев романа («движителей» прогресса) выдвигает освоителей Космоса — астронавтов и физиков, которых подпитывают научными изысканиями и творческим горением ученые-историки и люди искусства.

Надо опорочить прежнее чтобы утвердить новое. Таковы, к сожалению, люди…
(Таис Афинская)

Ефремов Иван Антонович

Роман развивает утопию Великого Кольца — содружества цивилизаций Вселенной, внутри которой, как предвещал К. Э. Циолковский и его учитель Н. Ф. Федоров, существует содружество цивилизаций, в гуманистической ауре которого каждый человек достигает свободного и универсального самораскрытия.

Огромный успех в России и за рубежом романа, уловившего новую волну общественного интереса к межпланетным контактам и проблеме единства Вселенной, способствовал возникновению близкой к нему по теме повести Cor Serpentis (Сердце змеи, 1959), вошедшей в сб. Юрта Ворона (1960) и рассказывающей, в полемике с концепцией «борьбы миров» (Г. Уэллс), об органическом, обусловленном генетическим единством контакте землян с инопланетянами, утверждая общность законов развития всей Галактики и — в традициях антикизирующего, «языческого» просветительства — возможность ее объединения на основах взаимно признаваемых разума, любви и красоты.

Отчетливы переклички этого произведения с романом Ефремова Таис Афинская (1972), насыщенном многочисленными историко-культурными реалиями и фактами. Здесь также проводится характерная для Ефремова идея равенства всех людей в сфере духа, а образцом гармонической личности выступает прославленная гетера.

Под звездами не рыдают — под ними живут.
(Таис Афинская)

Ефремов Иван Антонович

В «романе приключений» Лезвие бритвы (1962) социально-философские размышления писателя аккумулируются в определенную концепцию эволюции человеческой цивилизации, для которой автор считает необходимым — во избежание исторических катастроф — следовать единственному в своей оптимальности магистральному узкому (подобному лезвию бритвы) пути.

Своеобразным коррективом радужных перспектив Туманности Андромеды (а также социально-критическим обличением и предостережением) прочитывается социальная антиутопия Ефремова Час быка (1968), в которой жизнь на далекой планете Торманс, некогда заселенной землянами, построена по законам процветающей и всесильной бесчеловечной олигархии.

Умер Ефремов в Москве 5 октября 1972.

- Я не отдам своего богатства чувств, как бы они ни заставляли меня страдать. Страдание, если оно не выше сил, ведет к пониманию, понимание - к любви так замыкается круг.
(Туманность Андромеды)

Ефремов Иван Антонович

Поделиться: