На фото Любовь Григорьевна  Полищук

Любовь Григорьевна Полищук

Категория:
Страна:
Биография

Любовь Григорьевна Полищук — российская актриса, народная артистка России (1994). На сцене особенно большой успех сопутствовал роли Натальи Степановны в эксцентрическом спектакле «А чтой-то ты во фраке». Пластичность, яркая выразительность, способность к перевоплощению позволяла Полищук блестяще справляться с экранными ролями различных жанров («Интердевочка» Петра Ефимовича Тодоровского, 1989, «Моя морячка» Анатолия Николаевича Эйрамджана, «Ширли-мырли» Владимира Валентиновича Меньшова, 1995), "Двенадцать стульев", "Приключения принца Флоризеля", "31 июня", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Дуэнья", "Ширли-мырли", а также множество сериалов, снятых за последние годы.

Любовь Полищук родилась 21 мая 1945 года (по другим данным в 1949) в Омске в рабочей семье. Ее отец был строителем, мать - швеей. С детства Люба страстно мечтала стать балериной. В то время как ее сверстники бредили кино, собирали открытки с портретами своих кумиров, она собирала точно такие же открытки, но - с балеринами. Когда родители уходили на работу, Люба раскладывала эти открытки, становилась перед зеркалом и принимала балетные позы. Но ее мечте так и не суждено было сбыться. Когда она подросла и собиралась поступать в балетную школу, кто-то из преподавателей заметил: «Девочка, с твоими суставами ты будешь выше всех мужчин в балете. Тебе никогда не быть балериной». И Люба смирилась с этим приговором.

Жизнь воспитала во мне мужской характер

Полищук Любовь Григорьевна

Но творческая энергия била в ней ключом и в 4-м классе Люба увлеклась пением: стала солисткой школьного хора. Причем путь на сцену для нее был не самым легким. По словам самой Полищук: «В детстве я была жутко уродливой девочкой: косоглазая, с кривыми ногами, худющая, вроде тех синих цыплят, которых у нас продают. И поэтому все мои надежды рушились. Спасибо родителям, которые, видя мою закомплексованность и необщительность, постоянно внушали мне, что я самая милая и необыкновенная…»

На одном из городских конкурсов Люба спела «Песню про арифметику» и заняла первое место (после этого к ней надолго прилипло прозвище - Арифметика).

Я набила столько шишек, что запомнила их на всю жизнь

Полищук Любовь Григорьевна

К семнадцати годам Любовь Полищук превратилась в одну из самых красивых девочек в школе, и многочисленные поклонники не давали ей покоя. Но она влюбилась в парня, который был на несколько лет старше ее. Актриса вспоминает: «Леша уже заканчивал институт, а я еще училась в одиннадцатом классе. Он пришел на выпускной вечер, и там мы впервые поцеловались. И длился наш поцелуй - ни много ни мало - пять часов. Происходило это все в сарае рядом с бараком, где я жила. И на стене сарая было написано: «ПИДАРАСЫ». Я и тогда не понимала, и до сих пор не понимаю, кто это такие. Я знаю, есть педерасты, то есть гомосексуалисты. Но пидарасы? В общем, на следующее утро получила я от матери хороший нагоняй - мне-то радость, а она всю ночь глаз не сомкнула. Но наша с Лешей любовь стала куда-то исчезать, появилась какая-то натянутость, неловкость. И больше уже мы никогда не целовались, хотя я всегда очень-очень любила. И даже своего первого сына назвала Алексеем - может, в честь той самой первой любви и того, самого первого и самого долгого, поцелуя».

После окончания школы Л. Полищук отправилась в Москву с твердым намерением стать артисткой. Однако ни родственников, ни знакомых у нее в столице не было, поэтому пока она искала, куда бы приткнуться, время ушло, и на экзамены она опоздала. Обошла все творческие вузы, но везде ей говорили одно и то же: «Поезд ушел, приходите через год». И уехала бы Полищук из Москвы ни с чем, если бы не счастливый случай. Во дворе Щукинского училища к ней подошел незнакомый мужчина и восхищенно произнес: «С такими глазами, как ваши, девушка, вас примут куда угодно». «А вот не угадали - не приняли», - разочарованно произнесла Полищук. Незнакомец удивился и вызвался помочь девушке. Узнав, что она приехала из Омска, он радостно сообщил, что во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства на ВДНХ идет набор в эстрадную программу. «И вы не поверите - именно для Омской филармонии!» - радостно закончил он свою речь.

Любовь Полищук вспоминает: «Я помчалась туда. Господи, что я только не вытворяла, чтобы меня взяли. Танцевала шейк, пела под Зыкину, под Робертино Лоретти. От смеха все лежали. И, несмотря на то, что коллектив формировался из профессиональных артистов, меня взяли…»

Имея за плечами богатый опыт школьно-хорового пения, Л.Г. Полищук поступила на вокальное отделение мастерской. Мечтала стать эстрадной певицей. Однако в дело вмешались непредвиденные обстоятельства. Вскоре врачи, обследовавшие актрису, вынесли заключение, что голос Полищук еще не закончил мутировать, поэтому петь ей противопоказано. Пришлось актрисе менять классификацию - она стала артисткой разговорного жанра. Закончив мастерскую в 1967 году, в течение трех лет она была ведущей театрализованной программы «Конек-Горбунок» («Старая сказка на новый лад»).

... В те же годы вышла замуж за однокурсника по мастерской, в 1972 году родила сына Алексея. Однако в начале 70-х годов этот брак распался. Рассказывает сын Полищук Алексей Макаров: «Они оба начинали в эстрадном жанре. Была актерская семья. Потом так сложились обстоятельства - разошлись, и после этого я отца видел всего два-три раза.

Блинчик без сметанки шо Чапаев без тачанки!

Полищук Любовь Григорьевна

В 1979 году Любовь Полищук перешла в труппу Московского театра миниатюр (позже театр "Эрмитаж"), где выступала 7 лет, сыграв роли в самых популярных спектаклях: "Чехонте в Эрмитаже", "Здравствуйте, Ги де Мопассан", "Хроника широко объявленной смерти", "Принцип Питера".

В 1983 году Полищук вновь вышла замуж: на этот раз ее избранником оказался художник-анималист Сергей Цигаль. В свое время, имея диплом биолога и хорошую работу, он, вопреки логике, бросил все и поступил в Строгановское училище (его родители были художниками, а бабушка - писательница Мариэтта Шагинян). Со своей будущей женой Сергей познакомился в Театре миниатюр, когда пришел на спектакль «Хармс! Чармс! Шардам!», в котором Любовь Полищук исполняла сразу несколько ролей. По словам актрисы: «Он герой, потому что стоически выносит мой характер: я же безобразно вспыльчива. Если бы не его терпение и чувство юмора, мы бы давно разошлись. К тому же он великолепный рассказчик и очень нескучный человек. Это ведь просто ужас - сколько вокруг скучных мужчин!..»

В 1985 году Полищук родила второго ребенка - дочку Машу. Актриса вспоминает: «Особенно трудно было, когда родила дочь. Мне сделали две операции, молоко пропало. В магазинах пусто. Ребенок болеет. Кошмар. Вот тогда я подумала: надо свалить куда-нибудь. Ради дочки. Я понимала, что в 35 лет за границей никому не нужна, и готова была работать даже уборщицей или посудомойкой. Потом депрессия прошла. Я вышла на сцену и поняла, что никуда я не уеду».

Из интервью Л. Полищук: «желая унизить мужчину, сделать его своим рабом, у меня не было никогда. Я не терплю подкаблучников и амебообразных тюфяков. Более того, с годами как-то все больше хочется подчиниться, ощущать себя слабой и беззащитной…

Я проклинаю эмансипацию и наше ханжеское воспитание, а некоторые периоды своей жизни просто ненавижу. Помню, по молодости, где-нибудь в ресторане я с шиком могла заплатить за весь столик (благо меня всегда держали за хорошую артистку, и я достаточно зарабатывала). При этом я даже не задумывалась о том, что этим оскорбляю мужчин…»

Еще:

В кино Любовь Полищук дебютировала в 1976 году, сыграв маленькую и запомнившуюся многим зрителям роль в телевизионном фильме Марка Захарова "Двенадцать стульев". Она танцевала "Танго страсти" с Остапом Бендером, которого играл Андрей Миронов. Именно тогда в процессе съемок молодая актриса и получила травму позвоночника. Миронов во время танца случайно уронил свою партнершу на цементный пол, а работники студии забыли подложить туда маты. После падения из объятий Остапа Любовь сумела оправиться и вновь вернуться к съемочному процессу.

Памятуя о страшной случайности, реквизиторы положили на пол гору подушек, но Миронов, снова уронивший напарницу, почему-то промахнулся. Однако и на втором падении злоключения несчастной актрисы не закончились: по замыслу режиссера во время танго энергичный партнер должен быть пробить головой своей партнерши дверное стекло. Его то закрепляли слишком слабо, и актеры "проваливались" сквозь преграду, то, наоборот, установили чересчур прочно, так что Любовь Полищук фактически протаранила его головой. Инквизиторское танго было снято только с 14-го дубля, после чего актриса навсегда осталась с больным позвоночником.

Сын актрисы, молодой актер Алексей Макаров, утверждает, что его мать постоянно страдала от мучительных болей в спине, из-за чего даже не могла передвигаться самостоятельно. После "Двенадцати стульев" актриса впервые почувствовала себя по-настоящему плохо в 35-летнем возрасте, то есть в 1984 году, когда родила дочку Мариэтту. Роды были тяжелыми, Любе делали кесарево сечение, а после операции у нее внезапно случился приступ аппендицита. Тем не менее удивительно мужественная Л. Полищук сумела найти в себе силы, поправилась и снова вышла на сцену. Но первое же выступление обернулось катастрофой: выполняя акробатический трюк, актриса упала и выбила три межпозвоночных диска.

С тех пор ее жизнь целиком и полностью зависела от врачей, которые в течение многих лет безуспешно пытались избавить любимицу публики от невыносимых болей. Длительный курс лечения в Боткинской больнице, затем - в Институте имени Вишневского, а потом в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где Полищук сделали сложную операцию на позвоночнике, - все эти усилия медиков немного облегчили состояние актрисы, но ненадолго. Она попробовала обратиться в частную израильскую клинику, которая специализируется на реабилитации больных с поражением опорно-двигательного аппарата, но пребывание там и курс восстановительной терапии только лишь вызвали ухудшение в ее состоянии.

Вернувшись на родину, Любовь Полищук вынуждена была вновь лечь на больничную койку, а медики только разводили руками: избавить ее от мучений было им не под силу. Чтобы хоть немного облегчить страдания несчастной женщины, врачи выписали ей обезболивающие препараты, но их прием спровоцировал у Полищук сильнейший гипертонический криз.

Неудачи словно преследовали Полищук по пятам. Через некоторое время ее истерзанный болью позвоночник снова оказался под ударом: за три недели до премьерного показа спектакля "Искушение", в котором актриса должна была исполнять одну из ролей, она попала в ДТП, после чего у нее сместились шейные позвонки, и травматологи заковали ее в специальный фиксирующий "ошейник". Но и в таком виде она все равно вышла на сцену. Проведя слишком много времени в больницах, Любовь Полищук уже не могла снова туда возвращаться: сами стены палат действовали на нее угнетающе. Поэтому родственники решили забрать ее из клиники и ухаживать за ней в домашних условиях.

В одном из своих интервью Л.Полищук рассказывала: "Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать... Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический кризис. От болей в спине (у меня была очень серьезная травма позвоночника) мне дали лекарство, от которого рвануло вверх давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль... Шел спектакль Трушкина "Там же, тогда же" с Костей Райкиным. Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Вскоре приехала "скорая", мне вкололи что-то для понижения давления, и тогда у меня... отнялся язык. Изрекала что-то совершенно нечленораздельное: "М-м-бяу-э". Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу.

Или спектакль "Искушение"... За три недели до выпуска я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ - там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в "ошейнике" - в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга. Я не могла "навести резкость", не понимала, где стоит партнер. Прошло полгода, прежде чем смогла играть".

Тот самый злополучный фильм "Двенадцать стульев", наградивший актрису мучительным и, как оказалось, смертельным недугом, стал одновременно и ее звездным часом: после его выхода на советские экраны режиссеры стали наперебой приглашать запоминающуюся актрису в свои проекты. После работы с Мироновым на нее посыпался шквал предложений, а в результате - плеяда незабываемых ролей в замечательных картинах, и по сей день не теряющих своего зрителя: в детективе Евгения Татарского "Золотая мина", в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе "31 июня", в замечательной картине "Приключения принца Флоризеля" ("Клуб самоубийц").

Но независимый характер, наделивший Любовь Полищук столь завидной стойкостью и мужеством, создавал конфликты на работе: в результате размолвок с руководством "Мосфильма" актриса не снималась ни в одной из главных ролей вплоть до конца 1980-х годов. Режиссеров удерживал негласный запрет выпускать Полищук на первый план. Лишь в 1989 году на экраны вышли несколько кинолент с участием актрисы: она сыграла небольшую роль в знаменитой "Интердевочке" Петра Тодоровского, а затем и главную роль в драме "Любовь с привилегиями". После этого у Полищук словно открылось второе дыхание: предложения посыпались одно за другим, а фильмы получались сплошь популярные в народе - комедии Анатолия Эйрамджана - "Моя морячка", "Бабник" и другие, и фильм Владимира Меньшова "Ширли-мырли". А потом Любовь Полищук сыграла роль матери "прекрасной няни" Вики - Анастасии Заворотнюк - в одноименном сериале, ставшем настоящей сенсацией на российском телевидении.

Любовь Полищук скончалась 28 ноября 2006 года, в возрасте 57 лет.

Поделиться: