На фото Луиджи  Пиранделло

Луиджи Пиранделло

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Луиджи Пиранделло (итал. Luigi Pirandello; 28 июня 1867; Джирдженти, Агридженто — 10 декабря 1936, Рим) — итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

Отец был владельцем серного рудника. Закончил гимназию в Палермо. Учился в Римском и Боннском университетах. Литературную деятельность начал в 1889 году.

Женщины, как и сны, никогда не бывают такими, какими хочешь их видеть.

Пиранделло Луиджи

С 1890 года жил в Риме. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии. В 1925–1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр, ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и драматургию зарубежных авторов.

В литературу вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» (1889). Первый сборник новелл «Любовь без любви» («Amori senza amore») выпустил в 1894 году.

Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

Люди несчастные часто становятся суеверными.

Пиранделло Луиджи

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal», 1904, русский перевод 1967) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» («I vecchi e i giovani», 1909), роман «Снимается кино» («Si gira», 1915) и другие.

Первую пьесу написал в 1910 году, затем «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») написал в 1915 году. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах.

В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916 и другие). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» («Sei personaggi in cerca d’autore», 1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски».

В другом аспекте та же проблема поставлена в драме «Обнажённые одеваются» (1923), в которой обличается ханжеская мораль «порядочных» людей. Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» («Enrico IV», 1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

— Пьесы
* «Тиски» (1910, т-р «Мета-стазио», Рим) — первая пьеса
* «Право для других» (1915, т-р «Мандзони», Милан)
* «Лиола» (1916, т-р «Арджентина», Рим)
* «Колпак с бубенчиками» (1917, т-р «Национале», Рим)
* «Кувшин» (1917, там же)
* «Наслаждение в добродетели» (1917, т-р «Кариньяно», Турин)
* «Шесть персонажей в поисках автора» (1921. т-р «Балле», Рим),
* «Генрих IV» (1922, т-р «Мандзони», труппа Р. Руджери)
* «Обнаженные одеваются» (1922, т-р «Квирино», труппа Мелато, Рим)
* «Дурак» (1922)
* «Это так (если вам так кажется)» (1917, т-р «Олимпия», Милан)
* «Жизнь, которую я тебе даю» (1923, т-р «Квирино», труппа А. Борелли)
* «Новая колония» (1928, т-р «Арджентина»)
* «Лазарь», 1929 («Ройял-т-р», г. Хаддерсфилд)
* «Легенда о подмененном сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брансуик)
* «Сегодня мы импровизируем» (1930, т-р «Ней ее шаушпильхауз», Кенигсберг)
* «Человек, зверь и добродетель»

— Библиография
* Opere, v. 1–6, (Mil.), 1956–60;
* Пиранделло Л. Обнажённые маски / Предисл. Г. В. Рубцовой. М.-Л., 1932.
* Пиранделло Л. Новеллы / (Предисл. Н. Елиной). М., 1958.
* Пиранделло Л. Пьесы / Предисл. Н. Елиной. М., 1960.
* Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. — СПб.: Антология, 2005. — 223 с.
* Storia della letteratura italiana, v. 9, Mil., 1969.
* Gardair J.-M. Pirandello…, P., 1972.
* Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889–1961, (Firenze, 1967).
* Ferrante L. Pirandello, Firenze, 1958.
* Pug1isi F. L’arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, (1958).
* MacClintock L. The ago of Pirandello. Bloomington, 1951.

— Экранизации
* 1971 — Кувшин (СССР, реж. Ираклий Квирикадзе)
* 1984 — Хаос (Италия, реж. братья Тавиани)

Поделиться: