На фото Михаил Михайлович  Фокин

Михаил Михайлович Фокин

Биография

Михаил Михайлович Фокин — русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Реформатор балета начала 20 века. С 1898 в Мариинском театре, в 1909-1912, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Николай Андреевич Римский-Корсаков, Петр Ильич Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: «Шопениана» на музыку Фридерика Шопена (1908), «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского (1911), «Синяя Борода» Петра Петровича Шенка (1941).

Начало Фокинского творческого пути

Михаил Михайлович Фокин родился 5 мая (23 апреля по старому стилю) 1880 года, в Петербурге, в купеческой семье. В 1889-1898 обучался в петербургском Театральном училище (вопреки желанию отца, не хотевшего, чтобы сын стал «попрыгунчиком»), окончил по классу Николая Густавовича Легата. В Мариинском театре молодому танцовщику, усвоившему благородную манеру академической школы, скоро стали поручать ведущие партии в балетах Мариуса Ивановича Петипа.

Как балетмейстер Фокин складывался в условиях происходившей на рубеже веков ломки старых норм и возникновения новых течений («свободный» танец, продемонстрированный американской танцовщицей Айседорой Дункан на гастролях 1904 года). Балетмейстерский дебют — «Ацис и Галатея» (1905, музыка А. В. Кадлеца); первые значительные работы показаны в 1907-1908 годов: балеты «Павильон Армиды» (музыка Николая Николаевича Черепнина), «Египетские ночи» (музыка Антона Степановича Аренского), «Шопениана» и номер «Умирающий лебедь» (на музыку Камиля Сен-Санса) для Анны Павловны Павловой. Поворотом в творческой судьбе Фокина стало решение Сергея Павловича Дягилева включить его постановки в программу Русских сезонов (1909).

Русские сезоны

Петербургские спектакли Михаила Фокина, показанные в Париже (иногда в обновленном виде), поразили публику красочностью оформления (художники Александр Николаевич Бенуа, Лев Самойлович Бакст), накалом страстей («Клеопатра», созданная на основе «Египетских ночей»), вакхическим буйством танца в массовых сценах («Половецкие пляски» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь»). Постановки 1909 года и последующие работы Фокина в труппе Дягилева (в 1909-1912 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и Русского балета Дягилева; поставил еще 14 балетов), были восприняты как новое слово в развитии балетного искусства.

Фокин ввел балет в круг образов и идей, характерных для современных ему искусства и литературы. Его постановки развивают темы быстротечности счастья, хрупкости мечтаний («Умирающий лебедь», «Шопениана»; «Призрак розы» на музыку Карла Мария фон Вебера, 1911), губительной красоты, любви, сопрягаемой со смертью («Клеопатра», «Шехеразада»), темы маски-личины, маскарада, понятого как «карнавал жизни» («Карнавал» на музыку Роберта Александера Шумана, 1910), куклы с сердцем человека и бессердечной толпы («Петрушка», музыка И. Ф. Стравинского, 1911). Фокин охотно обращался к античности («Нарцисс», музыка Николая Николаевича Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя», музыка Мориса Равеля, 1912). В его балетах сильно стихийное начало: сцену заполняли то безумные вакханки, то полчища половцев, то сонмы чудищ («Жар-птица», музыка Стравинского, 1910).

Реформа балетного спектакля

Михаил Михайлович Фокин создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный, подчиненный сквозному действию. Реформа коснулась всех его компонентов. Свободу от традиционной балетной музыки хореограф искал в обращении к произведениям, не предназначенным для танца, к партитурам композиторов 20 века (прежде всего Стравинского). Вместе с художниками-оформителями (Бенуа, Бакст, Наталия Сергеевна Гончарова, оформлявшая балет «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1914) он создавал единый зрительный образ, где живопись и пластика сливались с образом музыкальным. Пересмотру подвергся весь комплекс пластических выразительных средств: отвергая канонические структурные формы классического танца (па-де-де, гран-па), Фокин использовал его как одну из составляющих хореографического языка, наряду с иными видами танца: этнографическим, свободным. Поиски в сфере пластики преследовали цель передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Стилистическое единство, свойственное «новому» балету Фокина, принципиально отличает его от эклектического «старого» балета Петипа.

За пределами дягилевской антрепризы

В 1912-1918 годах М. М. Фокин работал в Мариинском театре (лучшая постановка — «Арагонская хота» на музыку Михаила Ивановича Глинки, 1916). В 1918 году балетмейстер эмигрировал, с 1921 года обосновался в Соединенных Штатах Америки, открыв там студию. В 1930-х годах он ставил балеты в труппе Иды Львовны Рубинштейн («Болеро» и «Вальс» Равеля, 1934), в «Балле Рюсс де Монте-Карло» и «Орижиналь Балле Рюсс» («Паганини» на музыку Сергея Васильевича Рахманинова, 1939) и в американской труппе «Балле Тиэтр» («Синяя борода» на музыку Жака Оффенбаха и «Русский солдат» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева, оба 1942).

Работы Фокина оказали решающее влияние на хореографию 20 века. Балетный театр, почти угасавший к концу 19 века, возродился и, начиная с 1920-х годов, стал быстро развиваться. Фокинские принципы, определившие пути его развития, преобразовывались в творчестве хореографов следующего поколения.

Из поставленного Михаилом Фокиным в современном репертуаре сохраняются: номер «Умирающий лебедь», балеты «Шопениана» («Сильфиды») и «Петрушка», иногда возобновляются «Жар-птица», «Видение розы» («Призрак розы»), «Шехеразада». После его смерти восстановлением фокинских балетов занимался его сын Виталий, в последние годы — внучка великого балетмейстера Изабель Фокина (при посещении Петербурга была приглашена в качестве репетитора в Мариинский театр).

Михаил Михайлович Фокин скончался 22 августа 1942 года, в Нью-Йорке.

Поделиться: