На фото Микаэль  Налбандян

Микаэль Налбандян

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Микаэл Налбандян (2 (14) ноября 1829 — 31 марта (12 апреля) 1866) — армянский революционер и крупнейший писатель XIX века.

Налбандян родился в Новом Нахичеване (совр. район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника. Много занимавшийся самообразованием, он хотел стать священником, но вскоре оставил эту идею и поступил в Московский университет, где изучал медицину (1854–1858).

Времена философских систем прошли, теперь времена критики. Разрушение систем уже стало большой и величественной системой, хотя оно подобно разрушенным системам и не имеет глав, параграфов и категорий. Улучшать человеческую жиэнь - вот в чем философия; развивайся она каким хочет путем, лишь бы это составляло ее смысл и цель.

Налбандян Микаэль

Позже совместно со Степаном Назаряном основал влиятельный журнал «Сияющая Аврора» (Hyusisapayl). В годы первой революционной ситуации в России (1859–1861), Налбандян был одним из первых армянских писателей, стоявшим на позициях революционной демократии и воспринявших идейную пропаганду журналов «Колокол» и «Современник».

Он объездил всю Европу: побывал в Варшаве, Берлине, Париже, Лондоне и Константиполе, также посетил Индию. В Константинополе Налбандян создал на базе армянского журнала «Мегху» («Пчела») тайное революционное общество под названием «Партия молодёжи».

В Лондоне он знакомится с Герценом, Огарёвым, Бакуниным, Серно-Соловьевичем и другими русскими эмигрантами, участвует в обсуждении программы будущей русской революционной организации «Земля и Воля». В Памфлете «Две линии» (1861) он обозначил своё политическое кредо — посвятить жизнь делу народного освобождения.

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред.

Налбандян Микаэль

В своей главное работе «Сельское хозяйство — правильный путь» (1862) он подверг уничижительной критике реформу 1861 года с позиций народнического социализма. Он считал крестьянскую революцию единственно правильным решением проблем пореформенной России. После возвращения в Россию царское правительство арестовало Налбандяна в июле 1862 г.

Он был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Налбандяна обвинили в антиправительственной пропаганде и распространение запрещённой литературы и в 1865 сослали в Камышин в Саратовской губернии.

Год спустя он умер в тюрьмё от туберкулёза. В России было запрещено хранить изображения Налбандяна. Однако его портреты, как и поэма «Свобода», распространялись нелегально.

Природа говорит так: "Либо изучай мои законы, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять еще и лишения.

Налбандян Микаэль

Лейтмотив литературного наследия Налбандяна — обновление, свобода. Его творчество находилось под влиянием современной ему европейской культуры. Налбандян публиковал работы по философии, экономике, лингвистике, педагогике. Он исповедовал идеи материализма Людвига Фейербаха и Николая Чернышевского, неустанно занимался пропагандой достижений естественных наук.

Творчество Налбандяна является важным этапом в истории армянской общественной мысли. Что касается революционной деятельности, то он пытался объединить усилия демократических сил Армении с русским освободительным движением. Налбандян, кроме всего прочего, — основоположник критического реализма в армянской литературе.

В «Путеводителе по современной армянской литературе» профессор армянского языка и литературы Геворг Барадаркян пишет: «Налбандян — честный публицист, чей живой и смелый стиль, а временами — даже грубый и высокомерный, был неизменно ироничен. И как писатель, и как журналист Налбандян всегда выступал защитником идеалов свободы и равенства, бесстрашным борцом с деспотизмом, империализмом и рабством; в понимании человеческой жизни он стоял на позициях строгого материализма; неутомимый пропагандист достижений науки, он считал сельское хозяйство важнейшим источником достижения независимости и благосостояния…».

Его поэма «Песня итальянской девушке» принесла Налбандяна посмертную славу. Согласно Бардаркяну, эта поэма — с некоторыми изменениями — стала гимном современного армянского государства. Налбандян боролся за введение нового армянского литературного языка (ашкхарабар) взамен старого, средневекового (грабар), за что подвергся нападкам со стороны клерикалов и реакционеров.

Похоронен Налбандян в Монастыря Святого креста в Новом Нахичеване.

Поделиться: