На фото Новалис

Новалис

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Новалис (псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, один из самых крупных представителей немецкого романтизма.

Новалис родился в 1772 году в семье крупного землевладельца. Новалис был разносторонне образованным человеком: в 1790 году он слушал философию в Йене у профессора Фихте, с 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797–1798 годах учился в горной академии Фрейбурга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером.

Человечество зеленеет и цветет, увядает и замирает - в одно и то же время.

Новалис

В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.

После окончания университете в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её.

Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.

Человеком стать - это искусство.

Новалис

Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте 29 лет от туберкулёза.

В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.

Неустойчивость социального бытия своей группы Новалис пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.

Человек - это солнце, чувства - его планеты.

Новалис

В его «Гимнах к ночи» (1800) смерть вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма.

Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта.

Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» (1797–1800).

Душа находится там, где мир внутренний соприкасается с миром внешним. Никто не сможет познать себя, если не будет собой и другим одновременно

Новалис

В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма.

Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис от бренности в поисках абсолюта.

«Генрих фон Офтердинген».` В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене.

Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка».

Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Роман состоит из двух частей. Первая часть — «Ожидание», которую Новалис закончил, посвящена путешествиям Генриха и его душевным изысканиям. Вторая часть — «Свершение», которую Новалис не успел закончить. Эта часть посвящена поэзии, её значению в жизни мира.

Поэзия — это мир. По задумке Новалиса Генрих должен был продолжить свое путешествие и наконец сорвать цветок из своего сна. Этот роман писался до 1799 года. Толчком к этому роману стал роман Гете «Мейстер», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии.

Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного.

В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично.

Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердингене ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни.

Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.

Согласно некоторым источникам, Новалис является автором фразы «Религия — это опиум для народа», ставшей знаменитой благодаря Карлу Марксу.

— Публикации на русском языке
* Генрих фон Офтердинген. М.: Госиздат, 1922
* Фрагменты// Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с.94–107
* (Стихотворения)// Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература, 1985, с.26–85
* Вера и Любовь, или Король и Королева// Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с.44–57
* Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996
* (Стихотворения)// Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. М.: Полифакт, 1998 (по указателю)
* Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука, 2003

На заметку:
Известное изречение "религия опиум для народа" принадлежит перу Новалиса. В 1798 году он пишет: "Ваша так навязываемая религия действует как опий: она заманивает и приглушает боли вместо того, чтобы приумножить силу."

Поделиться: