На фото Олег Николаевич  Ефремов

Олег Николаевич Ефремов

Биография

Олег Николаевич Ефремов родился 1 октября 1927 года в Москве. Его детство связано с многочисленными переулочками и двориками Арбата довоенной Москвы, огромной коммунальной квартирой, где все соседи жили как одна большая дружная семья. Его отец, бухгалтер по профессии, был не столько строг, сколько педантичен и аккуратен, любил во всем порядок. К этому приучил и сына. Сразу после окончания Великой отечественной войны Олег Ефремов поступил на актерский факультет МХАТа, успешно пройдя огромный конкурс. Театр уже тогда, в восемнадцать лет, стал для Ефремова не просто профессией, а смыслом всей жизни. С присущим юношеству максимализмом и горячностью, он и несколько других студентов поклялись в верности своему кумиру Станиславскому, скрепив клятву кровью. Учению он отдавался всей душой, испытывая к нему буквально религиозное благоговение. Вте годы Ефремов вел дневник, одна запись особенно примечательно: «Я буду главным режиссером в МХАТе». Уже тогда в его страстной натуре проявлялись черты настоящего лидера и организатора.

В кино нет ответственности — такой, как в театре. Ведь человек безумно устает, когда есть ответственность. И всю страну я узнал через кино: много ездил, много интересных людей встретил. Но то, что я был занят на съемках, мешало театру, поэтому в кино я много упустил...

Ефремов Олег Николаевич

По окончанию МХАТа Олег Ефремов стал работать в Центральном детском театре и практически с первых ролей снискал большую популярность. Первая его роль на сцене была Ивана-дурака в «Коньке-горбунке». Семь лет проработал он в этом театре, став настоящим любимцем молодежи, особенно за роль простого паренька Кости в спектакле по пьесе Виктора Розова. А в 1955 году Олег Ефремов впервые поставил комедию «Димка-невидимка». Первая постановка прошла весьма успешно, что и повлияло на его дальнейшую судьбу как режиссера. А начиная с шестидесятых годов, его имя стояло в одном ряду с прославленными Георгием Товстоноговым, Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым. В 1956 году Олег Николаевич основал театр «Современник». В кругу его соратников были Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Людмила Иванова и, конечно, его лучший друг Евгений Евстигнеев. Первым спектаклем на сцене «Современника» был «Вечно живые», поставленный по пьесе Виктора Розова. Постановка прошла успешно, зритель восторгался, и это только начало. Театр «Современник» подарил нам целую плеяду по-настоящему талантливых актеров. К прежней команде единомышленников добавились и другие дарования Валентин Никулин и Нина Дорошина, Петр Щербаков и Михаил Казаков, Алла Покровская и Лиля Толмачева. И в том великая заслуга Ефремова, сумевшего не только отобрать талантливых актеров и объединить их в труппу, но и раскрыть индивидуальность каждого из них.

Немалую роль в жизни Олега Ефремова сыграл кинематограф. Первая его роль в мелодраме «Эшелон» в 1955 году стала лишь отправной точкой, с тех пор в кино он снимался регулярно. Миллионы зрителей полюбили Ефремова и каждый очередной фильм с его участием встречали как праздник. Актерский талант Ефремова настолько многогранен, что каждую свою роль он не просто играл, он проживал ее. До чего обаятелен был водитель Саша из фильма «Три тополя на Плющихе», а как трогателен художник Федор в кинокартине «Гори, гори, моя звезда». Не оставляет никого равнодушным и честный до смешного герой Ефремова в комедии «Берегись автомобиля» следователь Подберезовиков. В кино он все делал гениально: играл, улыбался, смотрел и просто молчал.

Если б не это, я бы бандитом стал наверняка! (о занатиях в драмкружке)

Ефремов Олег Николаевич

В 1970 году Олег Николаевич стал руководителем МХАТа. Некогда великий и прославленный, театр в то время переживал не лучшие свои времена. Реанимацию МХАТа Ефремов начал, поставив спектакль по пьесе Володина «Дульсинея Тобосская», где сам сыграл рыцаря Печального образа. Следом начал постановку драмы Рощина «Валентин и Валентина», а затем веселого спектакля «Старый Новый год», где главные роли исполнили блистательные Евгений Евстигнеев, Александр Калягин и Вячеслав Невинный.

В следующей пьесе « Медная бабушка» Ефремов сыграл Александра Сергеевича Пушкина. И, конечно же, Ефремов не мог не поставить спектакль по пьесе «Чайка» своего любимого писателя Антона Павловича Чехова с великолепным актерским составом: Анастасией Вертинской, Екатериной Васильевой, Иннокентием Смоктуновским, Андреем Мягковым. В конце жизни Олег Ефремов часто сокрушался, что обошел вниманием драматургию Александра Вампилова. И вообще не успел поставить все, что хотелось бы…

Личная жизнь Олега Ефремова всегда вызывала самый живой интерес у публики. Нельзя назвать его ловеласом, но все-таки женщин он любил, и они его тоже. Впрочем, в силу воспитания и природного такта обходился он со всеми женщинами очень деликатно и чутко. Первой женой Олега Николаевича была актриса театра «Современник», народная артистка России Лилия Толмачева. Поженились они в юности после совместных съемок в фильме «Строится мост». Но брак этот был недолгим. Испытав некоторое разочарование, Олег Ефремов решил выбрать себе в жены женщину совсем из другого круга, не актрису. Галина Волчек познакомила Ефремова с его второй женой Ириной Мазурук, отец которой был известным полярным летчиком и Героем Советского союза Ильей Павловичем Мазуруком. От второй жены у Ефремова появилась дочь Анастасия. Но отношения между супругами не сложились. Ирина требовала внимания к себе, ей нужны были страсть и поклонение, чего Олег Николаевич дать ей не мог. Ревность к театру, актрисам, холодность мужа, даже привела ее к неудавшейся попытке самоубийства. Она резала себе вены. Обижаясь на мужа, она прекращала с ним разговаривать и писала ему письма, находясь при этом с ним в одной комнате. Такая жизнь была одинаково ужасной для обоих, и после трех лет брака, они расстались. Третьей и последней женой Олега Николаевича стала актриса Алла Покровская. Брак с ней был, пожалуй, самым счастливым и длительным, но и он впоследствии распался. Алла Покровская подарила ему сына Михаила, ставшего также известным актером. Была у Олега Ефремова и тайная страсть, Нина Дорошина. Свои отношения они старались скрыть, но сильные взаимные чувства не могли остаться незамеченными.

Оставь таблетки, а я отлежусь, как собака.

Ефремов Олег Николаевич

Как отец Олег Николаевич был строг, но в меру. Несмотря на свою страсть к театру и увлеченность к работе, достаточно внимания он уделял и воспитанию своих детей. Сам любитель порядка, он старался и в сыне воспитать такую же организованность и аккуратность. Например, заставлял его писать еженедельные планы, а в конце недели – отчеты. Михаил в детстве был озорным и даже где-то хулиганом. Но отца слушался беспрекословно. Причем ему достаточно было лишь раз сказать, но так, что спорить с ним не хотелось. Наказывал в основном трудом. Только раз юный Михаил, который с детства проводил все свое свободное время в театре отца, получил хорошую взбучку. Олег Николаевич сурово наказал сына за то, что тот был уличен в курении. С тех пор Михаил еще долго не брался за сигареты. Отношения с сыном испортились, когда Михаил уже сам стал актером театра. Принципиальный правдоруб, он не мог согласиться с политикой отца, что ради благосостояния театра можно пойти на всё и поступиться всем. Юношеский пыл мешал ему пойти на компромисс, и в 1982 году он буквально «сбежал» служить в армию. За годы службы обиды забылись, и Михаил снова вернулся в театр. Но со временем разногласий становилось все больше, они порождали все новые ссоры между отцом и сыном. Доходило до того, что в какой-то период времени Олег Николаевич не позволял Михаилу даже появляться в театре.

Для Олега Ефремова искусство стояло превыше всего, превыше личного счастья, любви, семьи, дружбы. Отдавая всего себя целиком, его попросту «не хватало» на остальные радости жизни.

В последние годы жизни Олег Николаевич Ефремов сильно болел, у него была эмфизема легких, от чего он и умер в 2000 году. Но почти до последнего дня, превозмогая сильнейшие боли, Олег Ефремов оставался в родном театре.

Поделиться: