На фото Олег Валерианович  Басилашвили

Олег Валерианович Басилашвили

Категория:
Страна:
Биография

Олег Валерианович Басилашвили (р. 26 сентября 1934, Москва) - российский актер. Народный артист (1984).

Олег Басилашвили родился в семье московских интеллигентов: мать И. С. Ильинская — лингвист, отец В. Басилашвили — инженер. По окончании в 1956 школы-студии МХАТ (мастерская П. В. Массальского) Олег был принят в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; среди ролей – Обломов (по «Обломову» И. А. Гончарова), Федор («В поисках радости» В. С. Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» М. В. Киршона).

— Я впервые в жизни вижу, как ты нервничаешь.
— Ой, оставь, пожалуйста, я нервничала однажды в жизни в нашу первую брачную ночь… и то это было после секса.

Басилашвили Олег Валерианович

В 1959 Олег Басилашвили был приглашен Г. А. Товстоноговым в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ). В первых, сыгранных здесь ролях раскрывалась драма нравственного компромисса (Прозоров в «Трех сестрах» А. П. Чехова, 1965 и др.). С 1967 в его творчестве преимущественное развитие получает комедийная грань дарования.

Главные черты многочисленных работ Олега Басилашвили конца 1960-х – 1980-х годов — ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность. Басилашвили — мастер перевоплощения: едва ли похожи друг на друга наивный и самонадеянный Ксанф («Лиса и виноград» Г. Фигейреду, 1967), порхающий Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1972), величаво-изысканный Людовик XIV («Мольер» Михаила  Афанасьевича Булгакова, 1973), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978).

В актерской палитре Олег Басилашвили и яркие краски гротеска — Джингль («Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу, 1978), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1985); и юмористический шарж — Лыняев («Волки и овцы» Островского, 1980); и легкая, ироничная импровизационность – Режиссер («Наш городок» Т. Уайлдера, 1979).

Особняком среди работ Олега Басилашвили стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. С 1957 Басилашвили снимается в кино. Лучшие роли сыграл в фильмах Г. Н. Данелия (Бузыкин — «Осенний марафон», 1979) и Э. А. Рязанова (Самохвалов — «Служебный роман», 1977, Государственная премия РСФСР, 1979; Мерзляев — «О бедном гусаре замолвите слово», 1980; Платон — «Вокзал для двоих», 1983; Горюнов — «Предсказание», 1994).

Во второй половине 1990-гг. Олег Басилашвили участвовал в антрепризах, снимался в кино («Яды» (2001) К. Шахназарова, «Идиот» (2003) В. Бортко, роль генерала Епанчина).

Энциклопедия Кирилл и Мефодий

Еще:

Олег Валерианович Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец Валерьян Ношреванович долгие годы проработал директором Московского политехникума, мать Ирина Сергеевна Ильинская - доктор филологических наук. Жила семья Басилашвили на Покровке, в доме, где и поныне расположена аптека.

В 1951 году Олег Басилашвили поступил в Школу-студию МХАТ. Однако уже на первом курсе едва не угодил в тюрьму. Дело было так.

Поздно вечером они с приятелем возвращались домой и оказались на безлюдной станции метро «Дворец спорта» (теперь это «Кропоткинская»). Внезапно они увидели, как двое нетрезвых мужчин пытаются бесплатно проскочить мимо молоденьких контролерш. Басилашвили с приятелем вступились за девушек, а через минуту уже пожалели об этом - незнакомцы оказались сотрудниками КГБ. Один из них извлек из кармана удостоверение и пистолет и скомандовал: «Три шага вперед, вы арестованы!» После этого обыскали, у Олега отобрали паспорт и под конвоем повели вверх по Кропоткинской. К счастью, конвоирование продлилось недолго. Вскоре на улице появился некий мужчина, который оказался начальником чекистов. Он потребовал от них отчета, что происходит. Тот, который был с пистолетом, внезапно соврал: «Эти двое хотели взорвать дом Василия Сталина» (дом находился рядом с местом событий - на Гоголевском бульваре). Однако начальник был человеком неглупым и, взглянув на двух юных арестантов, сразу все понял. Он приказал подчиненным возвращаться на свой пост, отобрал у них паспорт Басилашвили и вернул хозяину. А затем грозно рыкнул: «Чтобы духу вашего здесь не было!» И друзья сломя голову бросились выполнять приказ.

«Семейная жизнь Олега Басилашвили и Татьяны Дорониной продлилась семь лет, и в начале 60-х они мирно разошлись. Доронина увлеклась молодым драматургом Эдвардом Радзинским и вскоре переехала с ним в Москву (их семейная жизнь тоже длилась семь лет). А женой Басилашвили стала молодая журналистка Галина Мшанская (их знакомство произошло на телевидении). У Галины тогда отбою от женихов не было, и безвестному актеру добиться ее расположения было нелегко. Однако Басилашвили оказался настойчивым, и она все-таки вышла за него замуж. В этом браке родились две девочки - Оля и Ксения».

«В быту Олег Басилашвили неприхотлив. Курит только «Беломорканал», иногда трубку. Пьет мало, иногда позволяет себе выпить водки в праздник. Из еды любит пирожки с картошкой и малиновое варенье.

Недавно с Олегом Басилашвили произошел характерный случай. Он ехал домой на своем «жигуленке» и остановился возле магазина. Едва он вышел из машины, как к нему подошли двое молодых людей с бритыми затылками, оба слегка навеселе. «Мужик, подвези на Петроградскую», - обратился один из них к артисту. «Извините, молодые люди, мне не по дороге», - ответил Басилашвили. Но те стали канючить: мол, ладно, что тебе, трудно? И тут один из них узнал артиста. «Как живешь, артист?» - хлопнул он по плечу Басилашвили. «Нормально живу». - «А я вот недавно из зоны вышел. Теперь гуляю. Подожди минутку», - и незнакомец внезапно сорвался с места и убежал за магазин. Когда через минуту он появился вновь, Олег Басилашвили увидел в его руках огромную розу. Незнакомец протянул ее актеру и произнес: «Это тебе, артист. Братва тебя любит!»

Поделиться: