На фото Ольга Александровна  Спесивцева

Ольга Александровна Спесивцева

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Ольга Александровна Спесивцева — русская балерина, одна из лучших Жизелей 20 века.

Ольга Спесивцева родилась 18 июля (6 июля по старому стилю) 1895 года, в Ростове-на-Дону. Отец был провинциальным театральным актером. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детей. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию всю свою большую семью. Мама Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трех старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актерских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.

В 1913 году Оля окончила Петербургское театральное училище по классу Клавдии Михайловны Куличевской. Совершенствовалась у Екатерины Оттовны Вазем, Агриппины Яковлевны Вагановой. В 1916-1917 годах он неоднократно гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. С 1918 года она была ведущей танцовщицей, с 1920 — прима-балерина Мариинского театра. Расставшись с театральным и литературным критиком Акимом Львовичем Волынским, уже после Октябрьского переворота вышла замуж за крупного советского чекиста, но после его гибели в 1923 году эмигрировала сначала во Францию, затем в Соединенные Штаты Америки, где и осела. В 1924-1932 была ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Ее партнерами били Вацлав Фомич Нижинский, а также Серж Лифарь, Антон Долин (оба написали книги о ее трагической судьбе). Была официальной женой русско-французского танцовщика и педагога Бориса Князева. Последнее ее выступление Ольги Спесивцевой в Париже состоялось в 1939 году.

В 1943 году, почти в конце ее исполнительской карьеры, обостренно стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, но выздоровела, память восстановилась. Последние годы, а судьбой ей было отпущено почти сто лет, жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (вблизи Нью-Йорка), созданного младшей дочерью писателя Льва Николаевича Толстого Александрой Львовной Толстой.

«Между мечтой и действительностью»

Ольга Спесивцева по внешним данным была идеалом романтической балерины. Высокая, стройная, с красивым лицом и большими печальными глазами, удлиненными пропорциями тела и стройными ногами с огромным подъемом. Но в душе этой аполлоновской по внешнему облику балерины бушевал безумный диониссийский огонь. Наделенная обостренным восприятием мира, она, несомненно, была балериной бурного 20 века. Ей были близки многие поиски экспрессионистов. Танец Спесивцевой в классических балетах — воплощение красоты, но лишенной гармонии и покоя. Недаром ее Одетта была не Лебедем, а скорее альбатросом, которому мешают слишком длинные крылья.

Ее Жизель (это самая знаменитая ее партия) сводила с ума не столько измена, сколько лишенный гармонии безумный мир, в котором красоте нет места. Она выходила на сцену, подобно тому как другие идут в собор. Спесивцеву боготворил, увековечив в своих рецензиях литературный критик и искусствовед, балетовед Аким Львович Волынский. «Когда я увидел Анну Павловну Павлову, то подумал, что она — моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», — вспоминал Сергей Павлович Дягилев. А Лифарь отмечал, что она всегда жила «между мечтой и действительностью».

Классическая балерина по сути своего дарования, она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Жизель в одноименных балетах, Никию в «Баядерке», Аврору в «Спящей красавице», Аспиччию в «Дочери фараона» и др. Уже в Париже она освоила и современный репертуар — исполнила партию Кошки в одноименном балете Джорджа Баланчина, Саломею в «Трагедии Саломеи» Н. Гуэрра, соло в «Праздничном вечере» Л. Стаатса, главные партии в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне» Лифаря, проявляя в них свою «бестелесную экзальтацию».

Трагической судьбе и творчеству Спесивцевой посвящены документальные и художественные фильмы («Мания Жизели», 1995). В видеофильме «Жизели мира» были использованы кинофрагменты с танцами Спесивцевой из первого действия балета. Она также является героиней балета современного балетмейстера Бориса Яковлевича Эйфмана «Красная Жизель».

Ольга Александровна Спесивцева скончалась 16 сентября 1991 года, в штате Нью-Йорк.

Поделиться: