На фото Сэмюэл  Ричардсон

Сэмюэл Ричардсон

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689, Дербишир — 4 июля 1761, Парсонс-Грин) — английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв.

Ричардсон родился в семье Сэмюэла и Элизабет Ричардсон и был одним из девяти детей. Его отец был столяром, и хорошим конструктором, разбирался в архитектуре.

Берегите время: это ткань, из которой соткана жизнь.

Ричардсон Сэмюэл

Юный Ричардсон учился в школе Christ’s Hospital. Ещё в детстве Ричардсон славился умением писать письма, и, по собственному признанию, уже в возрасте 13 лет помогал соседским девушкам вести переписку с поклонниками.

В возрасте 17 лет поступил учеником в типографию, а в 1719 году открыл собственное дело. В 1721 году Ричардсон женился на дочери своего бывшего хозяина, Марте Уайлд. За десять лет брака у Ричардсонов родилось шестеро детей, но выжила только одна дочь.

После кончины Марты в 1731 году Ричардсон вступил в брак с Элизабет Лик; из их шести детей четыре дочери дожили до совершеннолетия.

Типографский бизнес процветал, но у Ричардсона так и не было наследника, который смог бы унаследовать дело: его племянник Томас Веррен также скончался молодым. В своей типографии Ричардсон издал более 500 книг.

Только в возрасте 50-ти лет Ричардсон обратился к литературе. Он вёл обширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубоким пониманием женской психологии, что и сказалось в его романах.

Друзья — Чарльз Ривингтон и Джон Осборн — попросили его написать несколько писем для запланированного к изданию письмовника «Руководство к писанию галантных писем»: Ричардсону было поручено написать письма, которые «предупреждали бы красивых девушек… об опасностях, которые могут грозить их добродетели».

Ричардсон решил написать книгу, которая научила бы людей «думать и поступать в обыденных и необычайных случаях». Цель Ричардсона была прежде всего нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, что надеется «отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии и возбудить интерес к тому, что способствует развитию нравственности и религии». Романы Ричардсона были задуманы и написаны в эпистолярном жанре.

Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 г. под пространным заглавием: «Памела или вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д." («Pamela; or, Virtue Rewarded», продолжение 1741). «Памела» вызвала целую бурю подражаний и пародий, в том числе «Шамелу» Филдинга.

За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» («Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage», 1747–1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» («The History of Sir Charles Grandison», 1754).

Романы Ричардсона не изобилуют действием. В восьми частях «Клариссы» описаны события одиннадцати месяцев; в «Грандиссоне» действие постоянно прерывается, дабы автор имел возможность дать пространный анализ происходящего, он возвращается назад, еще раз описывает события, комментирует их.

По замечанию Джонсона, если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях.

Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела — героиня первого романа — служанка, которая стойко противостоит попыткам молодого хозяина соблазнить её, а позднее выходит за него замуж. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини.

Лучший роман Ричардсона — «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, обесчещенная светским львом Робертом Ловеласом, умирает в страданиях. За добродетельную девушку, ставшую жертвой семейных амбиций, страстей и обмана, вступаются друзья Клариссы. Один из них выполняет последнюю волю усопшей, другой, полковник Морден, убивает обидчика на дуэли.

Роман вызвал неоднозначную реакцию публики, многие читатели требовали переделки концовки и счастливой развязки. Ричардсон же считал, что это стало бы оправданием аморального поведения главного героя. Основная историческая ценность романа заключается в созданном Ричардсоном образцовом антигерое, типичном соблазнителе, чьё имя до сих пор остаётся нарицательным.

Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального джентльмена. Грандисон умён, красив, добродетелен, ему чужда мещанская мораль. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа повеса сэр Харгрейв Полликсфен.

Харриет влюбляется в своего спасителя, но Грандисон связан обещанием жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет.

Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов — «чувствительность». История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала волну подражания в литературе, а также множество пародий, самые известные из которых «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» («The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Adams», 1742) Генри Фильдинга) и «Грандисон Второй»(«Grandison der Zweite, oder Geschichte des Herrn von N***», 1760–1762) немецкого писателя Музеуса.

За пределами Англии сентиментальность Ричардсона также стала лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Ричардсона являются Гольдони в двух комедиях («Pamela Nubile» и «Pamela maritata»), Виланд в трагедии «Clementine von Paretta», Франсуа де Нёфшато в комедии «Pamela ou la vertu recompensee» и другие. Влияние Ричардсона заметно и в «Новой Элоизе» Руссо, в «Монахине» Дидро, в сочинениях Ж. Ф. Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьера (о русских подражаниях Ричардсона см. Сентиментализм и Русская литература).

Популярность Ричардсона продолжалась так долго, что ещё Альфред Мюссе называл «Клариссу» «лучшим романом на свете». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе.

Ввиду растянутости его романов изданы сокращённые издания «Клариссы» (1868) Далласом, «Грандиссона» — профессором Сенсбюри (1895). Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, 1793–1794), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, 1791–1792), «Индейцы» (Москва, 1806), «Памела, или награждённая добродетель» (Санкт-Петербург, 1787; другой перевод 1796), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848, ч. 87–89) в пересказе А. В. Дружинина.

Поделиться: