На фото Сергей Петрович  Бородин

Сергей Петрович Бородин

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Бородин Сергей Петрович (1902–1974), до 1941 псевдоним – Амир Саргиджан, русский писатель. Родился 25 сентября (8 октября) 1902 в Москве, в семье потомственных интеллигентов, в кругу которых бывали А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, К.Бальмонт, Н.Клюев, С.Клычков, И.Бунин, А.Куприн. Учился в реальном училище г. Белева Тульской губ., затем в художественной и литературной студиях местного Пролеткульта.

Начал публиковаться с очерка о г.Белеве (1914) и стихов (1922). В 1926 окончил Высший литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова; знаменитому поэту впоследствии посвятил очерк Валерий Брюсов (1934). Под руководством известного фольклориста Ю.М.Соколова увлекся изучением русского народно-поэтического творчества, участвовал в фольклорных экспедициях в Карелию и Заонежье (о чем написал, в частности, в очеркеБылинные края, 1929, и в автобиографическом очерке Дороги, 1965). В студенческие же годы по командировке Туркестанского отдела Центрального музея народоведения посетил Бухару, затем Самарканд, где работал на раскопках под руководством знаменитого археолога В.Л.Вяткина. Под избранным псевдонимом участвовал в работе литературной группы «Перевал». В 1925 по рекомендации А.Белого, Л.Леонова и Вс.Иванова был принят во Всероссийский союз писателей. Рассказы и повести 1920–1930-х годов, главным образом в жанре путевых заметок о Средней Азии, Дальнем Востоке, Памире, Казахстане, Закавказье, – Землекопы, Райский верблюд, Поезд, Рождение цветов, Медный бык,Повесть о Шушани и Ашоте. Социальным переменам современного Востока посвящены «романы в новеллах» Последняя Бухара и Египтянин (оба 1932), сб. новелл Мастер птиц(1934).

Не смерть страшна — страшно, что всегда она приходит раньше времени.

Бородин Сергей Петрович

В 1941 вышел роман Бородина (под собственной фамилией) Дмитрий Донской(Государственная премия, 1942) – итог многолетнего и тщательного изучения быта и культуры Древней Руси, сочетающий вкус к детализированному жизнеописанию, документальности, всеохватности, углубленному психологизму – и к непременной социальной мотивации образа мыслей и действий героев и отчетливой патриотической тенденциозности, вполне оцененной читателем и критикой с началом Великой Отечественной войны, годы которой Бородин активно печатал публицистические статьи в газете «Правда» (после 1945 – корреспондент газеты в Румынии, Югославии, Болгарии) и «Литература и искусство».

С 1950 жил в Ташкенте, начав работу над исторической эпопеей об эпохе Тимура Звезды над Самаркандом (1-я кн. Хромой Тимур, 1953–1954; 2-я кн. Костры похода, 1957–1959; 3-я кн. Молниеносный Баязет, 1968–1973; от замысла 4-й кн. Белый конь остались, кроме черновиков, четыре законченные главы). «Сверхзадачей» Бородина, по его признанию, было показать вневременной и, по сути, вненациональный, «патологический» (определение писателя) тип завоевателя. Противостояние властителя и побежденных достигает под пером Бородина высочайшего накала; впечатляюще натуралистические сцены, энергия яркого письма, чуждого искусственной стилизации, многообразие сюжетов и образов, вкус к тщательному фактографическому исследованию делают трилогию Бородина не только захватывающе-увлекательным, но и глубоким познавательным чтением – с учетом, однако, полемического характера бородинской трактовки образа «сильной личности» (Тимура).

Бородин оставил также переводы с таджикского, узбекского, хинди и др. языков, наброски романов Иван Калита и Андрей Рублев, киносценарии (в т.ч. фильма Дмитрий Донской, не поставлен).

Умер Бородин в Ташкенте 22 июня 1974.

Поделиться: