На фото Сергей Юрьевич  Юрский

Сергей Юрьевич Юрский

Биография

Сергей Юрьевич Юрский (родился в 1935), российский актер, режиссер, народный артист России (1987). С 1957 в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1979 в Московском театре им. Моссовета. В 1992 Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского».

Среди ролей Сергея Юрского: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1962), Осип («Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, 1972), Тесман («Гедда Габлер» Генриха Ибсена, 1983) и др. Снимался в фильмах «Время, вперед!», «Республика ШКИД» (оба — 1966), «Золотой теленок» (1968), «Король-олень» (1969); телефильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» (оба — 1979), «Королева Марго» (1996) и др. Юрский так же поставил спектакли «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского (1980, сыграл Грознова), «Игроки-ХХI» по Н. В. Гоголю (1992, МХАТ им. А. П. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского») и др.; поставил фильм «Чернов, Chernov» (1990). Стихи и проза собраны в книге «Жест» (М., 1997). Автор книги «Кто держит паузу» (1989).

Сергей Юрский в 1952-1955 учился на юридическом факультете Ленинградского университета. В 1959 окончил Ленинградский театральный институт (мастерская Л. Ф. Макарьева). С 1957 актер и режиссер Большого драматического театра им. Максима Горького (БДТ) в Ленинграде (в 1959-1960 параллельно играл в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола). С 1979 актер и режиссер Московского театра им. Моссовета. В 1992 Сергей Юрский организовал в Москве театр «АРТель АРТистов Сергея Юрского».

Большой драматический театр

Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли.

Именно с Большим драматическим театром связаны лучшие театральные работы Юрского. Дебютировал на его сцене актер в 1957, еще учась на 2-м курсе театрального института, в спектакле «В поисках радости» В. Розова (Олег), вслед затем, сыграв шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», Юрский сразу зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы.

Сергей Юрский был изобретателен в деталях, ироничен, легок, играя на одном дыхании, темпераментно, ярко, считая сам себя клоуном по призванию (его отец был известным режиссером цирка, и в детстве мальчик немало времени провел на арене). Актерские качества Юрского оказались созвучны требованиям главного режиссера Г. А. Товстоногова. Один за другим выходили спектакли, в которых актер неизменно блистал: «Горе от ума» (1962, Чацкий), «Божественная комедия» (1962, Адам), «Карьера Артуро Уи» (1963, Дживола), «Три сестры» (1965, Тузенбах), «Лиса и виноград» (1968, Эзоп), «Король Генрих IV» (1969, Генрих IV), «Беспокойная старость» (1970, Полежаев), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1973, Илико).

Казалось, жизнь молодого актера и дальше будет состоять из одних успехов. Но произошел конфликт с тогдашним партийным руководством Ленинграда, и это сразу резко сказалось на карьере артиста. Ему буквально «перекрыли кислород». Почувствовав себя в ловушке, в 1979 Сергей Юрский вынужден был уехать в Москву вместе со своей женой, актрисой Н. М. Теняковой.

Театр им. Моссовета

Вживаться — это слишком психиатрическое слово. Михаил Чехов говорил, что вжиться можно до сумасшествия…

К сожалению, театр им. Моссовета не смог обеспечить Юрского максимальной занятостью. Премьеры у актера были крайне редки: «Гедда Габлер» (1983, Тесман), «Фома Опискин» (1995, Фома). Для энергичного, не выносящего простоя актера выходов было три — режиссура, антреприза и концерты. Сергей Юрский активно стал заниматься и тем и другим.

Режиссура

Первый режиссерский опыт у Сергея Юрского был еще в Большом драматическом театре — «Фиеста» Э. Хемингуэя (так и не вышедшая в свет). В 1971 Юрский сделал на основе этого спектакля телефильм на Ленинградском телевидении (среди других его телеработ — «Младенцы в джунглях», сериал «Пушкинский концерт», «Рассказы Бабеля», «Три поэта»). В 1976 актер поставил свой самый знаменитый спектакль «Фантазии Фарятьева» и сам сыграл в нем наивного мечтателя Фарятьева.

В Театре им. Моссовета к режиссуре Сергей Юрский обращался гораздо чаще: «Тема с вариациями» С. И. Алешина (1979, роль Игоря Михайловича, а в 1986 в Японии по этой пьесе поставил спектакль «Трактат о любви»); «Правда хорошо, а счастье лучше» (1980, роль Грознова), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1986, сам сыграл Орнифля), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1997). К сожалению, последние режиссерские работы Сергея Юрского событиями в театральной жизни Москвы так и не стали. Как, впрочем, не стал событием и его режиссерский дебют в игровом кино — фильм «Чернов. Chernov» (1989), хотя в нем и участвовали хорошие актеры и было немало интересных режиссерских придумок.

Антреприза

Две профессии казались мне возбуждающими — следователь и шпион. Шпион — это человек, который притворяется, но притворяется идеально. Следователь — это тот, кто видит шпиона насквозь и различает подлинное и сыгранное.

Пожалуй, именно с ней связаны самые известные работы Сергея Юрского за последние годы. В 1992 он поставил «Игроки –XXI» («АРТель АРТистов Сергея Юрского»), в 1993 — «Стулья», сыграв там главную роль («Школа современной пьесы»). В 1992 вместе с Ольгой Яковлевой сыграл на французском языке в пьесе «Король умирает» («АРТель АРТистов»); в 1996 — в спектакле «После репетиции» ( МХАТ им. А. П. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского», премия «Золотая маска» за исполнение Юрским роли Режиссера); в 1997 — в спектакле «Женитьба» (МХАТ, Жевакин).

Пушкиниана

Сергей Юрский — виртуозный чтец, у него подготовлены великолепные концертные программы по произведениям А. Н. Островского, Достоевского, Гоголя, Булгакова, Хармса, Михаила Зощенко, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Хемингуэя, Бабеля. Но особое место в его творческой жизни занимает Пушкин. Еще на Ленинградском телевидении актер записывал «Евгения Онегина» (сохранились только 1-я и 2-я главы), в 1992 Юрский записал 6-ю и 7-ю главы, а в 1999 на Центральном телевидении осуществил запись романа полностью. Это совершенно уникальный сериал — неторопливо, обстоятельно актер проходит вместе со своим героем нелегкий путь прозрения, понимания себя, жизни, пути к любви

В 1999 Сергей Юрский был награжден Медалью Пушкина (впервые вручавшейся в России).

Кинороли

Первой большой ролью Сергея Юрского стал забавный, наивный Чудак в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961), а фильм «Крепостная актриса» (1963) закрепил за Юрским репутацию великолепного комедийного артиста, темпераментного и пластичного.

В своей творческой палитре Сергей Юрский и дальше органично соединял комедийные и лирические краски, скрывая драматический подтекст за острохарактерным рисунком роли. Он тяготел к трагикомедии и сумел реализовать себя в этом жанре с блеском, когда после вдохновенного энтузиаста Маргулиеса («Время, вперед!»,1966) получил роль Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966), а затем Остапа Бендера в фильме Михаила Абрамовича Швейцера «Золотой теленок» (1968) и Тартальи («Король-Олень», 1969).

Шестидесятые годы, несомненно, были звездными для Юрского-киноактера. Но и потом у него время от времени случались яркие удачи, такие, например, как серьезная драматическая роль в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979, Груздев). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он и Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Швейцера (1980). После этого стал появляться на экране не часто: «Падение Кондора» (1982, Диктатор), телефильм «Ищите женщину» (1982, мэтр Роше), телефильм «Сказки старого волшебника» (1984, Хранитель сказок), «Любовь и голуби» (1984, дядя Митя), «Чернов. Chernov» (1989, Арнольд), «Экстрасенс» (1992, Экстрасенс) и др. Но как ни был хорош в этих фильмах актер, они уже не давали Юрскому того материала, на котором он мог бы проявить свой талант в полном блеске.

Сергей Юрский автор книг: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», «Содержимое ящика» и др.

Поделиться: