На фото Шарль  Нодье

Шарль Нодье

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Нодье Шарль [Charles Nodier, 1780—1844] — французский писатель. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи. Н. написал несколько романов "Жан Сбогар" (Jean Sbogar, 1818); "Зальцбургский живописец" (Peintre de Saltzbourg, 1803), но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в "кошмарную" новеллу "Смарра" (Smarra, 1821); "Лорд Рётвин, или Вампиры" (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820), фейную сказку "Фея крошек" (La Fe aux miettes, 1832); "Трильби" (Trilby, 1822) и религиозную легенду "Легенда о сестре Беатриче".

Нет ничего более низкого, чем унижать бедность.

Нодье Шарль

B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных лит-ых влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны. В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков ("Сенакль"), где преобладали представители дворянской лит-ры 20-х гг. Печатным органом "Сенакля" Н. был журнал "Французская муза" (La muse fran?aise) католического и монархического направления. "Сенакль" Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма. Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции ("Жан Сбогар").

Только две вещи способствуют счастью: вера и любовь.

Нодье Шарль

 В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна. В течение 30 лет он был пропагандистом всех лит-ых мод, но не создал ни одного направления. В "свободу" романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было лит-ых принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.

Поделиться: