На фото Ширли  Темпл

Ширли Темпл

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Ширли Темпл (англ. Shirley Temple; 23 апреля 1928 — 10 февраля 2014) — американская актриса, обладательница «Молодёжной награды Академии» за 1934 год (самый молодой человек, получивший «Оскар»), наиболее известная по своим детским ролям в 1930-х годах. Ширли Темпл стала одной из самых высокооплачиваемых актрис США во время Великой депрессии. После завершения актёрской карьеры она занялась политикой, став видным американским дипломатом и послом.

Американским институтом киноискусства признана одной из величайших актрис в истории. Современными киноведами считается самой популярной детской актрисой всех времён. Завершила актёрскую карьеру в начале 1960-х годов, до конца жизни проживала в небольшом калифорнийском городе Вудсайд.

Ранние годы

Темпл родилась 23 апреля 1928 года в Санта-Монике в Калифорнии в семье домохозяйки Гертруды Амелии Темпл (урождённой Крайгер) и банковского служащего Джорджа Френсиса Темпла. Её имя Ширли Темпл является её целиком полным именем, которое указано в её свидетельстве о рождении, хотя сама Темпл иногда писала полный вариант её имени, как Ширли Джейн Темпл. Семья Темпл имела датские, немецкие и английские корни. У Ширли было два старших брата — Джон Стэнли и Джордж Френсис-мл.. Гертруда рано заметила у её дочери актёрские, певческие и танцевальные способности и в сентябре 1931 года трёхлетняя Темпл поступила в танцевальную школу Мэглин Киддиз в Лос-Анджелесе. Где-то же в этот период Гертруда начала завивать волосы Ширли в локоны, подражая актрисе немого кино Мэри Пикфорд.

В январе 1932 года Темпл подписала её первый контракт с «Educational Pictures», после того, как их агенты нашли её в этой танцевальной школе. Её первыми работами были реклама и небольшие короткометражки в сериале «Baby Burlesks». В 1934 году Ширли была «одолжена» компании «Tower Productions», где она сыграла в её первом полнометражном художественном фильме «Red-Haired Alibi». Затем её начали «одалживать» студиям «Universal», «Paramount» и «Warner Bros.», в чьих фильмах она всё так же играла эпизодические роли.

Кинокарьера

«Fox films»

В 1933 году «Educational» обанкротилась и в феврале 1934 года Темпл заключила новый контракт с «Fox Film Corporation», где в в апреле того же года был выпущен фильм с её участием «Вставай и пой!», который и стал экономическим прорывом Темпл. «Fox» быстро оценила её актёрский потенциал и очарование, и поэтому зарплата Ширли с того момента состояла в 1250 долларов в неделю, а Гертруда, будучи личным тренером и парикмахером её дочери, получала 150 долларов. В июне того же года уже «Paramount» выпустил второй кассовый успех Темпл — «Маленькая мисс Маркер»

В декабре 1934 года вышел фильм «Сияющие глазки», ставший окончательным прорывом в её карьере. Его сюжет был подогнан специально под Темпл и её способности к танцу и пению. Этот также стал первым фильмом в её карьере, где её имя на афише было крупно написано над названием, а исполненная ею в самом фильме песня «On the Good Ship Lollipop» разошлась в 500 тысяч копий. Успех «Сияющих глазок» задал Голливуду окончательную установку на типажи будущих ролей Ширли: симпатичная беспризорник или сирота, чьё очарование умудряется смягчить грубых взрослых. В феврале 1935 года Темпл стала первым ребёнком-актёром, получившим так называемый «молодёжный» Оскар за свои кинозаслуги, а спустя месяц, 14 марта, она оставила отпечатки своих рук и ног на асфальте возле китайского театра Граумана.

«Twentieth Century Fox»

После того как «Fox Films» в 1933 году объединилась с «Twentieth Century Pictures» глава новообразовавшейся студии «Twentieth Century Fox» Дэррил Занук сосредоточил всё внимание, ресурсы и возможности студии на культивировании статуса суперзвезды Темпл. Была создана так называемая «Группа Разработчиков Истории Ширли Темпл», состоящая из 19 сценаристов, которые написали специально для Ширли 11 оригинальных сценариев и несколько сценарных адаптаций классики. Специально для Темпл на территории студии было построено четырёхкомнатное бунгало с лужайкой с качелями и расписанными под фрески стенами в гостиной. Друг детства Занука Джон Гриффит стал личным телохранителем Темпл.

Поскольку взлёт её кинокарьеры пришёлся на годы Великой депрессии, то её фильмы создавались, по сути, как расслабление для американцев низшего или чернорабочего соцкласса, которые, смотря кино с её участием, могли на время расслабиться и забыть о жизненных проблемах. Франклин Рузвельт в те годы лично рекомендовал для просмотра её фильмы, которые получали кассовый успех даже не смотря на то, что были низкобюджетными даже для тех времён (200 или 300 тысяч долларов), а роли Темпл, как уже было сказано выше, были в основном однотипны: её героини были этакими Купидонами во плоти, которые помогали сойтись живущим раздельно родителям или мирили молодых влюблённых. Сами героини, в большинстве случаев, не имели отца или матери, или же были сиротами. По мере приближения подростковых лет, амплуа Темпл немного поменялось: младенческая невинность в её ролях постепенно сошла на нет, а её место заняла мальчиковая озорливость.

В 1935 году Гертруда и Джордж, по просьбе Занука, согласились заключить новый контракт, по которому студия обязалась выпускать по четыре фильма в год с участием их дочери. Родители Темпл хотели только три фильма в год, но всё же заключили контракт, так как он, для того чтобы «подсластить» сделку, был закреплён рядом различных бонусов. Сам же Занук стал увеличивать бюджеты фильмов Темпл, а её партнёрами по площадке зачастую становились актёры из категории А. Её фильмы были самыми кассовыми, хотя по достоинству их оценила только американская критика.

В мае 1938 года организация «Ассоциация Владельцев Независимых Театров» заплатила «The Hollywood Reporter» за рекламу, чтобы та включила Темпл в прилагающейся к рекламе список актёров, заслуженно получающих большие гонорары (между тем про таких актрис, как Кэтрин Хепбёрн и Джоан Кроуфорд, в этой рекламе было сказано, что «их кассовые сборы — ноль»).

Закат карьеры

Проблемы в кинокарьере Ширли начались в тот же 1938 год, когда были выпущены три фильма с её участием: «Ребекка с фермы Саннибрук», «Маленькая мисс Бродвей» и «За углом». Последние два были нелестно оценены критикой, а «За углом» стал первым фильмом в карьере Темпл, который показал низкие продажи билетов. Тем не менее Ширли продолжала занимать первое место среди кассовых фаворитов студии и неудачу с упомянутыми выше фильмами удалось компенсировать на следующий год, когда вышла «Маленькая Принцесса» (1939), которая и была положительно оценена критикой, и собрала приличную кассу. Между тем Занук, чувствуя что очень скоро Ширли благополучно перейдёт из детских ролей в подростковые (на которых студия не сможет сделать приличных денег), не позволил ей сниматься в роли Дороти в «Волшебнике страны Оз» (по другой версии Ширли потеряла эту роль, потому что не умела профессионально петь и, к тому же, была актрисой студии «FOX», а фильм снимался студией «MGM») и вместо этого снял её в другом фильме — «Сюзанна с гор» (1939), который стал последним фильмом в её карьере, собравшим более или менее неплохую кассу на имени Ширли. Между тем сам фильм вышел блёклым и невзрачным, из-за чего Темпл среди кассовых фаворитов студии, в отличие от 1938, в 1939 оказалась на пятом месте.

В тот же год Сальвадор Дали написал про Темпл картину «Ширли Темпл — самый молодой и самый священный монстр кино своего времени». Картина представляет собой коллаж, на котором Ширли изображена в виде сфинкса: её вырезанная с газетной фотографии голова приделана к туловищу красного льва, вокруг которого разбросаны человеческие кости, а на голове сидит летучая мышь. Картина была описана как сатира на сексуализацию детей-кинозвёзд Голливуда. Примечательно, что за два года до этого британский кинокритик Грэм Грин в пух и прах разнёс фильм Темпл «Крошка Вилли Винки» (1937), отметив что она ведёт себя там слишком взросло для 9-летней девочки.

Наконец в 1940 году вышли фильмы «Синяя птица» и «Молодые люди», которые с треском провалились в прокате. Причём первому фильму (хотя он получил две номинации на Оскар), который Занук решил снять под впечатлением от того же «Волшебника страны Оз» (посчитав, что футуристическая сказка будет популярна у зрителей), досталось сильнее: это был первый фильм, где персонаж Темпл — девочка Митиль — имел ярко выраженные эгоистичные черты, хотя к концу фильма он, извлекая для себя уроки, исправлялся и становился положительным. Зрителям такая роль Темпл, чьи персонажи в предыдущих фильмах имели лишь положительные черты (хотя и они изредка извлекали жизненные уроки), пришлась откровенно не по душе, а свою лепту внесла и надвигающаяся Вторая мировая война.

Самой Ширли в тот момент было уже 12 лет, хотя в контракте значилось, что ей ещё 11, чтобы она имела возможность чуть подольше посниматься в детских ролях (для чего ей даже подправили свидетельство о рождении, поменяв ей год рождения 1928 на 1929. Тем не менее, из-за провала «Синей птицы» и «Молодых людей », Темпл больше не была кассовой звездой студии, и её родители, скупив оставшуюся часть контракта, отправили Ширли в Школу Для Девочек Уэстлейк в Лос-Анджелесе. Студийное бунгало Темпл было разобрано и переделано в офисный комплекс.

Последние фильмы

В последующий 1941 год Ширли не снималась, но приняла весьма активное участие в нескольких радиопостановках мыльных опер. Затем с ней заключила контракт «MGM», намереваясь задействовать её в серии фильмов про Энди Харди, где её партнёрами должны были стать Микки Руни и Джуди Гарленд, но эту идею затем отвергли и троицу решили использовать в фильме «Юнцы на Бродвее» (1941). Однако «MGM» чувствовала, что дуэт Гарланд-Руни отодвинет Темпл далеко на задний план (их дуэт к тому моменту был широко известен зрителям по всё той же серии фильмов про Энди Харди) и поэтому её заменили на Вирджинию Вейдлер. В итоге единственным фильмом Темпл для «MGM» стал «Кэтлин» (1941), в котором она сыграла несчастливую девочку-подростка, страдающую от нехватки внимания её отца. Не смотря на то, что сюжет и образ персонажа Темпл мало отличались от ролей и фильмов на пике её карьеры, «Кэтлин» не возымел никакого успеха и контракт Темпл с «MGM» был расторгнут по обоюдному согласию. На следующий год Темпл предприняла новую попытку возвращения на киноэкран и, заключив контракт с «United Artists», снялась в фильме «Мисс Энни Руни» (1942), который стал в её карьере первым фильмом, где она поцеловалась (ей к тому моменту было уже 14). Он тоже оказался провальным (Темпл сама признала это), после чего Тепл на целых два года ушла из кино, сосредоточившись на школьной жизни.

В 1944 году Дэвид Селзник заключил с Ширли персональный четырёхлетний контракт и в тот же год вышли два военных кинохита с её участием: «С тех пор как вы ушли» и «Увидимся». Однако, Селзник через какое-то время увлёкся раскруткой Дженнифер Джонс, с которой у него тогда начался роман, в следствии чего он потерял интерес к развитию кинокарьеры Темпл и «одолжил» её другим студиям, где она снялась в фильмах «Поцелуй и скажи» (1945), «Холостяк и девчонка» (1947) (это был первый фильм, где её персонаж пил алкоголь) и «Форт Апачи» (1948), которые стали единственными маломальски успешными фильмами в её кинокарьере того периода (правда, возможно, за счёт того, что в этих фильмах её персонажи не были на первых ролях). Дальше же, согласно её биографу Роберту Уайндлеру, в её карьере пошли дешёвки категории B, в которых её персонажи были однотипными и не несли особой нагрузки на сюжет. Кинокарьера Ширли оказалась в опасном положении и Селзник тогда предложил ей переехать за границу, где, поменяв имя, она могла бы попытаться занаво начать кинокарьеру, но уже как актрисса взрослых ролей. После провала на прослушивании на роль Питера Пэна в бродвейской постановке в августе 1950 года Темпл подвела итоги и, признав провальность своих последних фильмов, 16 декабря того же года официально заявила, что завершает свою карьеру в кино.

Избранная фильмография

С 1932 по 1949 год Ширли Темпл снялась в 58 фильмах, 14 из которых были короткометражными.

  • 1934 — Каролина / Carolina — Джоан Коннелли (в титрах не указана)
  • 1934 — Вставай и пой! / Stand Up and Cheer! — Ширли Дуган
  • 1934 — Измена / Change of Heart — девочка на аэроплане (в титрах не указана)
  • 1934 — Маленькая мисс Маркер / Little Miss Marker — Марти Джейн
  • 1934 — Браво, малышка! / Baby Take a Bow — Ширли Эллисон
  • 1934 — Сейчас и навсегда / Now and Forever — Пенелопа Дэй
  • 1934 — Сияющие глазки / Bright Eyes — Ширли Блейк
  • 1935 — Маленький полковник / The Little Colonel — Ллойд Шерман
  • 1935 — Наша маленькая девочка / Our Little Girl — Молли Миддлтон
  • 1935 — Кудряшка / Curly Top — Элизабет Блэр
  • 1935 — Маленькая бунтарка / The Littlest Rebel — Вирджиния Кэри
  • 1936 — Капитан Январь / Captain January — Хелен Мейсон
  • 1936 — Бедная маленькая богатая девочка / Poor Little Rich Girl — Барбара Берри
  • 1936 — Ямочки / Dimples — Сильвия Долорес Эпплби
  • 1936 — Безбилетник / Stowaway — Барбара Стюарт
  • 1937 — Крошка Вилли Винки / Wee Willie Winkie — Присцилла Уильямс
  • 1937 — Хейди / Heidi — Хейди Крамер
  • 1937 — Али-баба едет в город / Ali Baba Goes to Town — камео (в титрах не указана)
  • 1938 — Ребекка с фермы Саннибрук / Rebecca of Sunnybrook Farm — Ребекка Уинстед
  • 1938 — Маленькая Мисс Бродвей / Little Miss Broadway — Бетси Браун Ши
  • 1938 — За углом / Just Around the Corner — Пенни Хейл
  • 1939 — Маленькая принцесса / The Little Princess — Сара Крю
  • 1939 — Сюзанна с гор / Susannah of the Mounties — Сюзанна Шелдон
  • 1940 — Синяя птица / The Blue Bird — Митил
  • 1940 — Молодые люди / Young People — Венди Баллантайн
  • 1941 — Кэтлин / Kathleen — Кэтлин Дэвис
  • 1942 — Мисс Энни Руни / Miss Annie Rooney — Энни Руни
  • 1944 — С тех пор как вы ушли / Since You Went Away — Бриджет Хилтон
  • 1944 — Увидимся / I’ll Be Seeing You — Барбара Маршалл
  • 1945 — Поцелуй и скажи / Kiss and Tell — Корлисс Арчер
  • 1947 — Медовый месяц / Honeymoon — Барбара Олмстед
  • 1947 — Холостяк и девчонка / The Bachelor and the Bobby-Soxer — Сьюзан
  • 1947 — Эта девушка из Хагена / That Hagen Girl — Мэри Хаген
  • 1948 — Форт Апачи / Fort Apache — Филадельфия Тёрсдей
  • 1949 — Мистер Бельведер едет в колледж / Mr. Belvedere Goes to College — Эллен Бейкер
  • 1949 — Приключение в Балтиморе / Adventure in Baltimore — Дина Шелдон
  • 1949 — История Фаворита / The Story of Seabiscuit — Маргарет О’Хара Ноулз

Телевидение

Спустя 8 лет Темпл, которая к тому моменту уже стала мамой, начала карьеру на телевидении, где на канале NBC c января по декабрь 1958 года выходило её шоу «Сборник рассказов Ширли Темпл», представляющее собой адаптацию популярных детских книг в виде телеспектаклей. Сама Темпл выступала в роли ведущей, рассказчицы и в трёх выпусках сыграла главные роли, а её трое детей снялись в сказке рождественского выпуска «Матушка гусыня». Шоу было очень популярно, однако столкнулось с некоторыми проблемами: оно испытывало недостаток в спецэффектах для инсценировки сказок, большинство актёров были дилетантами, а само шоу не имело постоянного времени для выхода в эфир. В сентябре 1960 года шоу было возобновлено (теперь его показывали в цвете, предыдущий сезон был чёрно-белым за исключением некоторых выпусков) под названием «Шоу Ширли Темпл», однако, из-за жёсткой конкуренцией c «Мэвериком», «Лесси» и «Деннисом-мучителем» в сентябре того же года шоу было отменено.

В дальнейшем Темпл изредка появлялась в качестве гостьи в различных шоу.

Политика

После ухода с телевидения Темпл стала активисткой Республиканской Партии Калифорнии и в 1967 году попыталась балотироваться, как консерватор, в Палату представителей США на освободившееся там место, но проиграла либеральному республиканцу Питу Мак-Клоускей, который был ярым противником войны во Вьетнаме.

Тем не менее, президент Ричард Никсон на период с сентября по декабрь 1969 года назначил её представителем 24-й Генеральной Ассамблеи ООН, а с 6 декабря 1974 года по 13 июля 1976 года она была назначена президентом Джеральдом Фордом послом США в Гане. С 1 июля 1976 года по 21 января 1977 года Темпл была первым женщиной-руководителем протокола США и отвечала за ряд мероприятий на инаугурации президента Джимми Картера. С 23 августа 1989 года по 12 июля 1992 года она была назначена послом США в Чехословакии президентом Джорджем Бушем-старшим.

Рак

Осенью 1972 года у Ширли был диагностирован рак молочной железы, который был удачно прооперирован с применением мастэктомии. Спустя год Темпл открыто заявила об этом в ряде СМИ, став, таким образом, одной из первых выдающихся женщин, которые открыто признались, что у них был рак груди.

Личная жизнь

В 1943 году 15-летняя Темпл встретила Джона Джорджа Агара (1921—2002), сержанта армейского авиационного корпуса и преподавателя физической подготовки. 19 сентября 1945 года, когда Ширли было 17 лет, они обвенчались в присутствии 500 гостей на епископальной церемонии в Методистской Церкви Уилшир. 30 января 1948 у них родилась дочь — Линда Сьюзен. Агар затем стал профессиональным актером и пара вместе снялась в двух фильмах: «Форт Апачи» (1948) и «Приключение в Балтиморе». Однако, брак оказался непрочным и 5 декабря 1949 они развелись. При разводе Ширли получила опеку над их дочерью и восстановила свою девичью фамилию. Развод завершился 5 декабря 1950 года.

В январе 1950 года Темпл встретила богатого морского офицера разведки Соединенных Штатов Чарльза Олдена Блэка (1919—2005). Они поженились 16 декабря 1950 года в доме его родителей в Дель-Монте в Калифорнии в присутствии небольшого количества членов семьи и друзей. 28 апреля 1952 года у них родился сын Чарльз Олден Блэк-младший, а 9 апреля 1954 года — дочь Лори. Ширли и Чарльз прожили вместе вплоть до его смерти 4 августа 2005 года от заболевания костного мозга.

Смерть

Ширли Темпл умерла 10 февраля 2014 года в возрасте 85 лет в своём доме в калифорнийском городе Вудсайд в окружении семьи.

Награды

  • Оскар 1934 — «Молодёжная награда Академии»
Поделиться: