На фото Сёрен Обю  Киркегор

Сёрен Обю Киркегор

Биография

Сёрен Обю Киркегор (5 мая 1813г. Копенгаген — 11 ноября 1855) - датский философ, развивавший иррационалистические воззрения. В противовес немецкому классическому идеализму настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после сложного диалектического пути развития личности может найти свой смысл в вере.

Воспитание юного Сёрена находилось под контролем отца. В шесть лет Сёрен пошёл учиться в школу. Осенью 1830 года по воле отца семнадцатилетний Сёрен стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через три дня был отчислен из неё по состоянию здоровья. Киркегор вел легкомысленный образ жизни, свойственный молодежной богеме, предпочитая серьёзным занятиям и изучению богословских трактатов попойки с приятелями в ресторанах и посещение оперного театра, благо отец терпеливо оплачивал все долги своего «блудного сына».

Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь — тогда их можно было бы растворить бурным напором, а изнутри, и потому ничего не поделаешь!

Киркегор Сёрен Обю

Однако образ жизни фланера и повесы неминуемо привел к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, из которой вывело Сёрена неожиданное знакомство с четырнадцатилетней Региной Ольсен. Киркегор впервые встретился с ней в мае 1837 года. Это была его первая и последняя любовь. Три года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его «Дневник», Сёрен уже сожалел об этом. Ровно год спустя неожиданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. Расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание.

Спустя шесть лет после разрыва Регина вышла замуж за своего бывшего учителя и поклонника Фрица Шлегеля, впоследствии датского губернатора на Антильских островах. «Она вышла замуж… Когда я прочел об этом в газете, меня словно хватил удар…» Киркегор обратился с письмом к Шлегелю: «В этой жизни она будет принадлежать вам. В историю она войдет рядом со мною». Он посвятил ей две свои «Назидательные речи». Он завещал ей все свое имущество. Регина Шлегель пережила Киркегора на полвека. Она умерла 82 лет от роду. «Он пожертвовал мною Богу», — писала она незадолго до смерти.

В литературных произведениях Киркегора есть некоторые раздумья о браке, которые проливают свет на его экстравагантный поступок. Это крупнейшее событие в личной жизни Киркегора, биография которого сделалась предметом бесчисленных исследований.

Наша жизнь — это игра, правила которой нам неизвестны.

Киркегор Сёрен Обю

Разрыв с Региной произошёл спустя две недели после того, как Киркегор защитил свою магистерскую диссертацию «О понятии иронии, с особым вниманием к Сократу». В 1838 году ушёл из жизни отец Сёрена. В наследство от отца ему осталось более 30 тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, что не только обеспечило ему комфортабельное существование, но и позволило оплачивать издание всех своих сочинений.

В 1843 году вышло в свет крупнейшее произведение Киркегора — двухтомная этико-эстетическая работа «Или — или» в 838 страниц. За последующие двенадцать лет (до его смерти) он опубликовал более шести тысяч печатных страниц (пятнадцать томов Собрания сочинений), а его рукописное наследство составляет почти десять тысяч страниц (в том числе «Дневник», начатый им с 1838 года и продолженный до конца жизни), заполнивших двадцать печатных томов. Это эстетические, этические, религиозные (88 «Назидательных речей»), философские произведения.

Всю жизнь Киркегор чувствовал себя несчастным человеком. Его одолевали меланхолия, ипохондрия, преодолеваемые пароксизмами творческого вдохновения. Каких только анормальностей не нашли специалисты у датского философа — шизофрения, эпилепсия, Эдипов комплекс, мазохизм, нарциссизм, бессознательный гомосексуализм и маниакально-депрессивный психоз. Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим Киркегора, у него не было сомнения в одном — в своей гениальности.

Высшее, к чему может стремиться человеческая мысль, — это выйти за свои собственные пределы, придя к парадоксу.

Киркегор Сёрен Обю

«Я отлично знаю, — утверждал он уже в начале своей литературной карьеры, — что в данный момент я самая одаренная голова среди всей молодежи…». А через пять лет: «То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено…» И ещё год спустя: «О, после моей смерти одного „Страха и трепета“ будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным».

Название одной из лучших книг философа — «Страх и трепет» — взято из Ветхого Завета — она посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем на материале сказания об Аврааме и Исааке. Задумываясь о смысле человеческой жизни, Киркегор создает беспредельно пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени.

Последний год жизни Киркегора — это год его бунта, мятежа, восстания против религиозного лицемерия и формальной обрядности протестантской церкви. Поводом для восстания послужила кончина в 1854 годуглавы датской протестантской церкви епископа Мюнстера, друга и духовного наставника Киркегора-отца. Огромное нервное возбуждение не прошло бесследно. Киркегор, потеряв сознание, упал на улице и через несколько дней скончался в возрасте 42 лет.

Дело жизни — судить великих людей по результатам. Результат, так уж повелось, приходит последним, и если действительно хочешь чему-нибудь поучиться у великого, то надо обратить внимание на начало.

Киркегор Сёрен Обю

Это произошло 11 ноября 1855 года. Чувствуя приближение смерти, философ пожелал причаститься, но не из рук священника, а от частного лица. В этом ему было отказано. Толпа видела в его смерти перст Божий. Своей надгробной эпитафией он задолго до смерти избрал: «Тот Единичный».

Поделиться: