На фото Вацлав Фомич  Нижинский

Вацлав Фомич Нижинский

Биография

Вацлав Фомич Нижинский — русский танцовщик польского происхождения, артист балета, балетмейстер, основоположник мужского танца 20 века. В 1907-1911 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 году жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 годах участник Русских сезонов, в 1916-1917 — в труппе Сергея Павловича Дягилева (главные партии в балетах, поставленных Михаилом Михайловичем Фокиным, лучшая — Петрушки — «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» Клода Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба в 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Рихарда Штрауса.

Первые шаги Нижинского

С ума не сходят дураки. Свихнул себе голову Ницше, ибо он думал. Я не думаю, а поэтому не свихну голову.

Нижинский Вацлав Фомич

Вацлав Нижинский родился 28 февраля (12 марта) 1890 года (по другим данным, 1888 или 1889) в Киеве, в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава Нижинская также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстером с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава.

Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве, как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Вацлав поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 году училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины — Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова, Тамара Платоновна Карсавина. В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» — он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук.

Человек с похотью подобен зверю.

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский с Дягилевым

Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов» в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идолом Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая Огюста Родена. Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева, который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 году после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный русским художником Александром Николаевичем Бенуа, в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.

Нижинский-балетмейстер

У Вацлава Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческой интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами, рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене. Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и художника Льва Самойловича Бакста он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку Клода Дебюсси по поэме французского поэта-символиста Стефана Малларме.

Я не люблю людей сухих, а поэтому не люблю деловых.

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры. «Фавн — это я», — сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского в его постановке (1913). Либретто, костюмы и декорации этого балета создал русский живописец Николай Константинович Рерих. Нижинский воскресил примитивные обряды древних славян. Непонятая, отвергнутая в дни премьеры, именно эта постановка раскрыла путь современному балету 20 века. Как многие художники интуитивного прозрения, Нижинский-хореограф намного опередил свое время. Публика также не приняла две другие его постановки — «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (1916). Участь Нижинского-балетмейстера была решена. Сергею Павловичу Дягилеву был нужен успех, а не только эксперименты.

Разрыв с Дягилевым. Болезнь Нижинского

Грация от Бога, - остальное дается учебой.

Нижинский Вацлав Фомич

В 1913 году Вацлав Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, которая родила ему двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым. И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппу, но она просуществовала всего две недели. В 1916-1917 он еще раз вернулся к Дягилеву и принял участие в американском и испанском турне дягилевской труппы.

В 1918 Вацлав с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 года состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания. Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистика. Только в конце 20 века впервые был опубликован на русском языке их оригинал. Нижинский погрузился в свой мир, утратил контакт с окружающими. Следующие 30 лет, страдая неизлечимой душевной болезнью, он провел в больницах и санаториях.

Памяти Нижинского

Публика любит удивляться. Она знает мало, поэтому удивляется.

Нижинский Вацлав Фомич

Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского посвящены тома научных трудов. О нем создаются художественные фильмы, драматические спектакли, балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил французский артист балета, хореограф, педагог Морис Бежар). Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптуры, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта.

Вацлав Нижинский скончался 8 апреля 1950 года, в Лондоне.

Поделиться: