На фото Виссарион Григорьевич  Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский

Биография

Виссарион Григорьевич Белинский (родился 30 мая (11 июня) 1811 года, крепость Свеаборг (Финляндия) — умер 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, выдающийся литературный критик и публицист.

В 1830 г. написал драму «Дмитрий Калинин». В 1832 г. был отчислен из Московского университета «за отсутствие способностей». Занялся публицистикой, вошёл в кружок Станкевича, сблизился с Бакуниным, увлёкся идеями Фихте и Гегеля. После переезда в Петербург сотрудничал в журналах «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).

Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.

Белинский Виссарион Григорьевич

Отец Белинского — флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии. В 1822—24 Белинский учился в Чембарском уездном училище, в 1825—28 в Пензенской гимназии (не окончил). В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном "Обществе 11 нумера", читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму "Дмитрий Калинин", чем навлек на себя гонения. В 1832 был исключен из университета. В 1831 в журнале "Листок" Белинский опубликовал стихи "Русская быль" и рецензию на "Бориса Годунова" А. С. Пушкина. В 1833 в "Телескопе" появились переводы Белинского из французских журналов. С осени 1833 Белинский стал посещать кружок Н. В. Станкевича, изучал философские системы Канта, Фихте, Шеллинга; позднее познакомился с М. А. Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. В 1834 в газете "Молва" (литературное приложение к "Телескопу") напечатана первая большая статья Белинский "Литературные мечтания", обратившая на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов и традиционных литературных представлений. Белинский стал главным критиком "Телескопа" и "Молвы".

В русской литературе в то время совершался переход от романтизма к реализму. Белинский провозгласил Н. В. Гоголя — мастера изображать жизнь "во всей её наготе и истине" — главой современной русской литературы ("О русской повести и повестях г. Гоголя"); подверг критике эпигонский романтизм 30-х гг. (повести А. Марлинского, стихи В. Г. Бенедиктова), литературно-критические выступления "Московского наблюдателя", реакционную петербургскую журналистику. Осенью 1836 Пушкин намеревался привлечь Белинского к сотрудничеству в "Современнике", но не успел этого сделать.

В 1837 Белинский лечился от туберкулёза в Пятигорске, где произошла встреча его с М. Ю. Лермонтовым (они сблизились позднее, в 1840, в Петербурге). В 1838—39 Белинский редактировал реорганизованный им "Московский наблюдатель". Журнал успеха не имел, т.к. в нём сказались настроения философского "примирения" Белинского с российской действительностью и воспринятого в этом духе положения Гегеля — "всё разумное действительно, всё действительное разумно". Эти воззрения отразились в статьях "Бородинская годовщина" (1839), "Менцель, критик Гёте" (1840), "Горе от ума" (1840). Осенью 1839 Белинский переехал в Петербург и был приглашен А. А. Краевским в "Отечественные записки". К весне 1840 был преодолён "примирительный" период. Белинский сблизился с А. И. Герценом, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и вскоре стал признанным вождём реалистического направления русской литературы. Он опубликовал годовые обзоры русской литературы (с 1840 по 1845), работу "Сочинения Александра Пушкина" (цикл из одиннадцати статей), статьи о произведениях М. Ю. Лермонтова, театральные обзоры. В 1842 Белинский вёл бурную полемику с К. С. Аксаковым по поводу "Мёртвых душ" Гоголя. В кружке друзей Белинский изучал историю французской революции 18 в. (по Ф. Минье) и причислял себя к "монтаньярам" (левая партия Конвента). Его революционно-демократические взгляды оформляются окончательно в статьях "Речь о критике" (1842), "Парижские тайны" (1844). Белинский возглавил натуральную школу, объединявшую последователей Гоголя.

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.

Белинский Виссарион Григорьевич

Разногласия с А. А. Краевским привели к уходу Белинского в 1846 из "Отечественных записок". Он терпел нужду, болезнь лёгких прогрессировала. Летом 1846 Белинский с М. С. Щепкиным совершил поездку по Югу России. С января 1847 по май 1848 Белинский руководил критическим отделом журнала "Современник", издававшимся Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым, где опубликовал годовые обзоры "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Ответ „Москвитянину"", в которых в окончательном виде изложил свою концепцию истории реализма в русской литературе. Белинский охарактеризовал значение натуральной школы, представленной в произведении А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича. С мая по октябрь 1847 Белинский лечился за границей. Его сопровождали И. С. Тургенев и П. В. Анненков. В июле 1847 в Зальцбрунне Белинский написал "Письмо к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями" (1846), в котором, не стесняемый цензурой, сформулировал своё "политическое завещание" и призвал великого писателя вернуться на прежний путь реализма и сатиры. Революция 1848 во Франции усилила цензурно-полицейский террор в России. Белинского вызывали в Третье отделение; только смерть спасла его от ареста и заключения в крепость.

Белинский был первым русским революционным демократом, который ещё при крепостном праве был "предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 94). В "Письме к Гоголю" Белинский требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности в стране. Белинский был противником славянофильской идеализации русской патриархальности, но выступал и против некритического отношения некоторых либералов-западников к европейским буржуазным порядкам. Он знал, что капитализм — новое рабство для народа, но России не миновать буржуазного пути развития. Человечество, однако, не остановится и на буржуазном этапе, на смену ему придёт социализм. При этом Белинский в популярных тогда системах утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) ценил только критическое начало.

Белинский сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Глубоко постигнув диалектику Гегеля, Белинский разработал объективные, исторические критерии искусства, порвав с вкусовой "романтической" критикой. Он развил диалектическую "идею отрицания", как второе важнейшее звено в познании жизни, после её "приятия" как непреложного факта. К середине 40-х гг. Белинский стал материалистически решать многие вопросы философии. Он оспаривал позитивизм О. Конта (в изложении Литтре) и указывал, что духовную деятельность человека нужно отличать от его физической деятельности, но не отделять, как нечто независимое от неё (письмо к Боткину от 17 февраля 1847). Белинский знал о философии Л. Фейербаха, но материализм не приобрёл у него конкретной формы "антропологического" материализма.

В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.

Белинский Виссарион Григорьевич

Философские взгляды Белинского были методологической основой для разработки его эстетики. Он стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики.

Белинский определял искусство как "мышление в образах". Искусство тождественно с наукой по содержанию, отличаясь от неё по форме. Оно не терпит отвлечённых представлений, а типизирует действительность в конкретно-чувственных образах. Но создания поэта — не копии с действительности, а как бы второй, повторённый мир, как возможность, получившая своё осуществление; художник воспроизводит её с сознанием цели, "заражает" определёнными идеями, пониманием жизненных противоречий. Из всех форм искусства высшая — это поэзия, искусство слова: здесь "форма" адекватна мысли. Роды поэзии — эпос, лирику, драму — Белинский рассматривал как различные стороны познания, с точки зрения "взаимных отношений сознающего духа — субъекта к предмету сознания — объекту". Из всех жанров Белинский выделял роман и повесть как "эпос новейшего мира", наиболее ёмкие формы изображения сложной современности. Долгое время Белинский, вслед за Ф. Шеллингом, утверждал, что творчество "бессознательно". Ему было важно подчеркнуть вечность, устойчивость искусства, независимость от конъюнктурных моментов, заказов политики "официальной народности". Философская эволюция Белинского от идеализма в духе Шеллинга, а затем Гегеля к материализму Фейербаха сказалась и в его эстетических воззрениях. От отвлечённого понимания искусства как мышления в образах он пришёл к пониманию искусства как образного воспроизведения жизни. Белинский отказался от тезиса о "бессознательности" творчества. Он подчёркивал как положительный факт, что молодые писатели натуральной школы отличаются от своего учителя Гоголя тем, что творят "сознательнее" его, вооружены передовыми теориями (см. письмо К. Д. Кавелину от 7 декабря 1847).

Вначале Белинский употреблял нерасчленённо понятия национальность и народность, сводя их сущность к верности передачи быта, нравов, жизненного колорита. Но с середины 40-х гг. Белинский начал расчленять эти понятия, всё более придавая понятию народности демократическое содержание. Народность заключалась для Белинского уже не только в правде жизни, но и в критике крепостничества. Связывая начало русской литературы с реформами Петра I, Белинский ошибочно утверждал, что она была "пересадным" растением. Но дальнейший её путь к реализму Белинский рассматривал исторически и сделал много глубоких обобщений. С самого своего начала русская литература 18 в. потекла двумя руслами: от Ломоносова — отображая общегосударственные, патриотические мотивы, идеальные стремления общества, и от Кантемира — всё смелее, сатирически разоблачая крепостнический строй. В произведениях Пушкина обе линии слились, придав его творчеству универсальный характер.

В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. Поэтому с новым понятием, которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие. [...] неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова.

Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский рассматривал Пушкина как первого национального поэта России. Мастерски сочетая анализ исторический и эстетический, Белинский показал величие Пушкина как "поэта действительности". Однако он недооценил прозу Пушкина. Белинский разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии Лермонтова, гуманизм и народность поэта. В "Ревизоре" и "Мёртвых душах" Гоголя Белинский ценил страстную, осуждающую российские порядки "субъективность" писателя, яркий типизм его героев. Обладая отличным художественным вкусом, Белинский сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского, в чём заключалось неповторимое своеобразие их таланта.

Белинский считал, что критика — это "движущаяся эстетика". Требуя от литературной критики конкретно-исторического подхода к явлениям искусства, Белинский считал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности. Белинский был "центральной натурой" идейной и политической борьбы 30—40-х гг. 19 в. в России. Он сочетал философское мышление и литературно-критический талант и пафос революционного публициста. Своё творчество Белинский подчинял задачам борьбы против крепостничества, за развитие общественного сознания и русской реалистической литературы. Традиции его критики продолжены Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым.

Поделиться: