На фото Всеволод Илларионович  Пудовкин

Всеволод Илларионович Пудовкин

Биография

Пудовкин Всеволод Илларионович - (1893–1953), режиссер, актер, теоретик кинематографа, художник. Народный артист СССР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, лауреат Государственных премий СССР.

Родился 16 ноября 1893 в Пензе. Учился на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского Государственного Университета. Не успев сдать выпускных экзаменов, ушел на фронт первой мировой войны, был ранен в 1915, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию в 1918. В кино пришел учеником режиссера Л.В.Кулешова. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу. Пять лет работал в группе Кулешова, выполняя любые задания: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и монтировал фильмы.

Жанетта! Ну почему здесь дамский, а не мужской сортир? Я же описаюсь! Безобразие!.. (изображая рассеянного гения)

Пудовкин Всеволод Илларионович

Поиск самостоятельного пути привел его на студию «Межрабпом-Русь», где он поставил первый фильм Шахматная горячка совместно с Н.Шпиковским. Оператор А.Головня с этого фильма стал бессменным участником фильмов Пудовкина. Следующий фильм Механика головного мозга, один из лучших образцов русского научно-популярного кино, популяризировал учение академика И.П.Павлова об условном рефлексе как основе психической деятельности человека. Постановка фильма была сложной, т.к. велась работа не только кинематографическая, но и научная. Некоторые из отснятых опытов снимались специально для фильма и не были ранее опубликованы в литературе. Пудовкин писал: «Задачи создания научной фильмы весьма сложны. Может быть, ни один из видов кинематографической работы не отличается таким непременным требованием кропотливого внимания, как съемки научного материала…».

Фильм Мать (по роману М.А.Горького) – один из шедевров мирового экрана. Роман был использован только как тема, сюжет был изменен: авторы фильма оставили только два главных действующих лица: мать и сына. Пудовкин умело использовал детали и крупные планы. Некоторые из историков кино сравнивают сцену суда в фильме Мать с аналогичной сценой в фильме Д.У.Гриффита Нетерпимость. Гриффит был первым из кинорежиссеров, который использовал крупные планы и детали и в некотором смысле его можно назвать учителем Пудовкина.

Две последующие работы Конец Санкт-Петербурга (Пензенские…Новгородские…Тверские…) и Потомок Чингисхана сделаны с мастерством, творческой смелостью и темпераментом, где он развивает эпическую тему борьбы за свое освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. Картина Конец Санкт-Петербурга охватывает исторический период с 1913 по 1917, и в фильме была использована хроникальная съемка Петрограда 1913 года. Сквозь простую историю Парня просматривается история революционной России. Во время работы над фильмом Пудовкин писал: «Кино – молодое искусство, в нем еще нет формальных традиций. Существует только то, что сделано отдельными замечательными мастерами, взлетами их фантазии, их выдумками. Наша задача – попытаться создать методологию киноработы».

Что за жизнь?! Ни минуты покоя! Утром съемка, потом худсовет, затем обед у итальянского посла и вот теперь Болшево… Ну зачем мне читать сценарий по частям?.. А завтра утром — в Кремль за орденом… А вечером лететь в Париж на сессию Совета мира! Зачем, зачем мне все это?!

Пудовкин Всеволод Илларионович

Фильм Потомок Чингисхана англичанами. Монголия, уклад ее жизни, дацаны-монастыри, ламы изображены через призму ощущения человека, его эмоционального переживания и восприятия быта и жизни. Съемки фильма проходили в Бурятии. В 1949 он был озвучен и вторично запущен в прокат.

Историки кино рассматривают фильмы Мать, Конец Санкт-Петербурга и Потомок Чингисхана, как этап в творчестве Пудовкина. Над этими фильмами он работал в содружестве с драматургом Н.Зархи и режиссером М.Доллером. Все три картины были немыми. Режиссер считал, что главное в кинематографе – зримый образ, который в кино еще не использовали с должной силой.

Появление в кинематографе звука и поиски новых художественных средств определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных им в начале 1930-х. Он уделял особое внимание работе с актерами и темпо-ритму экранных произведений. В 1932 ставит фильм Простой случай (Очень хорошо живется), но попытка решить современную тему не была удачной. В качестве изобразительного приема в фильме он применил рапидные (скоростные) съемки, когда получается эффект замедленного действия. Но картина выглядела поверхностной и фальшивой.

В 1933 снял звуковой фильм Дезертир (Теплоход «Пятилетка») о борьбе рабочего класса в Германии и о судьбе докера. Он осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения. Его первый звуковой фильм оказался сплошным экспериментом. Сценарий буквально был разорван на части пробами режиссера разнообразных форм связи звука и изображения. Картина оказалась в значительной степени формалистичной. Она была плохо принята зрителем, так же как и следующая – Победа (Самый счастливый), снятая на киностудии «Мосфильм».

В 1938 ему предложили постановку большой исторической картины Минин и Пожарский о «Смутном времени» Московского государства. Он создал широкую панораму жизни России тех лет, передал дух народного движения. Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных.

Суворов, фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Главную роль вдохновенно сыграл Н.Черкасов (Сергеев). Режиссер умело подчинил средства киноискусства задаче воссоздания живого героического характера. На ледниках Кавказа, высоко в горах недалеко от Казбека снимали эпизод перехода русских войск через Альпы. Съемка на высоте 2200 метров, тем более массовых батальных сцен, требовала особых усилий. Некоторые кадры снимали в опасных для жизни актеров ситуациях.

Во время Второй мировой войны руководил выпуском киносборников и снял для них в Москве маленькую картину Пир в Жирмунке. В эвакуации экранизировал пьесу К.Симонова Русские люди, фильм вышел на экраны под названием Во имя Родины (совместно с Д.Васильевым).

В 1946 закончил работу над фильмом Адмирал Нахимов. Режиссерская и операторская работы батальных сцен (оператор А.Головня) сделаны мастерски. Созданы значительные актерские образы Нахимова, князя Меншикова, матроса Кошки. На VIII Международном кинофестивале в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова (актер А.Дикий). На II Международном кинофестивале в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшую операторскую работу.

В начале 1950 снял фильм Жуковский о великом русском аэродинамике. Впервые режиссеру пришлось работать с цветным оформлением картины, но авторы фильма намеренно отказались от разнообразных цветовых эффектов, и благодаря этому фильм получился реалистичным.

Последняя работа Возвращение Василия Бортникова (по роману Г.Николаевой Жатва) о жизни послевоенной деревни и непростой судьбе человека снята в реалистических традициях. В фильме проявилось его режиссерское мастерство подбора актеров и работы с ними.

В течение всей жизни не прекращал актерской деятельности. В фильме Мать сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актерской работы было исполнение роли Феди Протасова в фильме Живой труп. В фильме Во имя Родины сыграл роль немецкого генерала. Последняя актерская работа – в фильме Иван Грозный (1945, режиссер С.Эйзенштейн), где он сыграл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутренняя глубина, сочетание свойственное актерскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.

Он был одним из первых теоретиков кино. В его теоретических трудах (более 200 опубликованных работ) нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа (сравнивал различные виды монтажа в игровом и документальном кинематографе), работа с типажом и актером по системе К.Станиславского, режиссура, проблема звука в кино, реализм и натурализм в кино. Особое значение придавал изучению актерского мастерства. Его интересовали проблемы сценарного мастерства, кинокритики и истории кино

Читал лекции на режиссерском факультете ГИКа, впоследствии ВГИКа (в 1950 был утвержден в звании профессора ВГИКа). Автор книг: Киносценарий (1926), Кинорежиссер и киноматериал (1926), Актер в фильме (1934), Работа актера в кино и система Станиславского, 1952. Многие работы, написанные еще во времена немого кино, и в настоящее время не потеряли своей актуальности.

Был одним из творцов поэтического, монтажного кинематографа, в этом и заключается его новаторство. В его фильмах свободно сочетается влияние русской литературной и театральной традиции. Именно Пудовкину впервые удается осуществить этот смелый художественный синтез. Его творчество оказало влияние на весь мировой кинематограф.

Умер Пудовкин 30 июня 1953 под Ригой, в п. Дубулты, похоронен в Москве.

Поделиться: