На фото Яков Александрович  Протазанов

Яков Александрович Протазанов

Биография

В 1900 году Яков Александрович Протазанов окончил коммерческое училище и собирался поступать в петербургский Политехнический институт, но в это время его семью постигло банкротство. Пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907, сначала как сценарист, потом режиссер (дебют — «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 работал в кинофирме П.Тимана и Ф.Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И.Ермольева. В его кинотворчестве важное место занимали экранизации литературных произведений. Одной из лучших его работ того периода стала экранизация пьесы Леонида Андреева «Анфиса» (1912). Перед Первой мировой войной он снял фильм по нашумевшему роману Анастасии Вербицкой «Ключи счастья» (1913), причем полностью окупились финансовые затраты. В 1915 году совместно с В.Р. Гардиным он переносит на экран «Войну и мир» Льва Толстого. Фильм встречает восторженный прием зрителей, а Протазанов переходит в кинофирму Ермольева, где ставит картину «Николай Ставрогин» («Бесы»).

В 1916 году Протазанов снял 15 картин! Хозяева фирмы требовали выпускать не менее одного фильма в месяц. Несмотря на производственную гонку, горячий поклонник Художественного театра, ориентирующийся в работе на метод Станиславского, Протазанов тщательно разрабатывал психологию, характер и поведение героев.

В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И.Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920—1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др. В 1923 году вернулся в СССР. Вернувшись в Москву, он снимает «Аэлиту» по роману Алексея Толстого. В фильме противопоставлялись два мира - старый (он находился на Марсе) и новый, революционный, начавший свою жизнь на Земле. Премьера «Аэлиты», состоявшаяся в Москве осенью 1924 года, наделала много шума. Как это часто бывало с фильмами Протазанова, критика сердилась, а публика штурмовала кассы. Тема Ленина, не обошедшая потом многих советских режиссеров, выразилась в фильме «Его призыв» (1925). «Работу Протазанова можно смело назвать первой художественной картиной о Ленине», - писал в 1948 году Всеволод Пудовкин. На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) — с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. Владимир Швейцер вспоминал о Протазанове: «У него абсолютная монтажная память, как у музыкантов бывает абсолютный слух. Он читает литературную запись эпизода, как ноты, слыша уже голоса актеров». Очередь незабываемой «Бесприданницы» наступила в 1936 году. Швейцер занимался как раз литературными решениями эпизодов. Протазанов видел Ларису Огудалову, героиню пьесы Александра Островского, юной девушкой, непосредственной, впечатлительной, поэтому эту роль доверил студентке киноинститута Нине Алисовой, снимавшейся у него в фильме «О странностях любви», свою будущую жену. Этот выбор оспаривали многие, в том числе и Швейцер. Тогда никто не мог представить, что это исполнение роли окажется классическим.  Якова Протазанова обожали и актеры и осветители. Неотразимый красавец, до пожилых лет сохранивший юношески стройную фигуру, он отличался огромной энергией и дисциплиной, что в кино играет не меньшую роль, чем талант. Он умер в августе 1945 года, до последней минуты работая над режиссерским сценарием «Волки и овцы».

Поделиться: