В конце 2013 года была сдана система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС Минтрансу России и официально была введена в эксплуатацию с началом 2014 года.
- Александр Олегович, какие прогнозы в рамках эксплуатации системы ЭРА-ГЛОНАСС?
- С 1 января 2015 года, согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", у системы появились первые пользователи. К концу 2015 года мы ожидаем, что их количество увеличится до десятков тысяч (http://www.interfax.ru/interview/344889).
На сегодняшний день автономные испытания узлов системы ЭРА-ГЛОНАСС завершены во всех субъектах РФ. В рамках комплексных испытаний было протестировано оказание базовой услуги системы ЭРА-ГЛОНАСС, получение экстренного вызова из автомобиля, оборудованного терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, его обработка, передача в экстренные оперативные службы. Тем самым мы проверяем работоспособность и взаимодействие всех элементов ЭРА-ГЛОНАСС: региональных коммутационных узлов, региональных и федерального навигационно-информационных центров, основных и резервных каналов связи, а в тех регионах, где уже функционирует система 112, и передачу экстренного вызова в эту систему. И поскольку система ЭРА-ГЛОНАСС должна работать на всей территории страны, то комплексные испытания мы проводим в каждом из 83 регионов.
Кроме того мы уже завершили отработку взаимодействия с системой 112 в пяти субъектах РФ и системами управления мобильными нарядами (СУМН) МВД России также в пяти субъектах.
Важнейшим событием для всего проекта стало принятие Федерального закона "О системе ЭРА-ГЛОНАСС". Наш законопроект был поддержан всеми фракциями. Результат голосования абсолютный: 431 голос за, 0 воздержалось, 0 против. Конечно, специалисты НП ГЛОНАСС принимали самое активное участие в подготовке и продвижении законопроекта. Сейчас мы совместно с депутатами отрабатываем поправки ко второму чтению: оно стоит в плане на декабрь.
НП ГЛОНАСС не только исполнитель госконтракта на создание системы ЭРА-ГЛОНАСС, но и федеральный сетевой оператор, отвечающий за развитие навигационного рынка. Поэтому в январе мы в инициативном порядке запустим пилотный проект по потребительским сервисам на базе ЭРА-ГЛОНАСС. Запустим его совместно с нашими партнерами: разработчиком платформы – компанией "Люксофт", автопроизводителями, операторами связи, сервис-провайдерами и всеми другими участниками рынка, которые захотят к нам присоединиться.
- Какие компании кроме НП ГЛОНАСС участвуют в создании системы?
- Думаю, что для реализации проекта мы собрали лучшую российскую команду. Были непростые тендеры и множество согласований, но результат есть. Ядро системы – навигационно-информационную платформу - создает российская компания "Люксофт", один из мировых лидеров в создании автомобильных систем. Поставка оборудования и интеграция – это крупнейшие российские интеграторы "Техносерв" и "ЭнВижн", имеющие большой опыт строительства сетей связи. Предоставление площадок для размещения оборудования ЭРА-ГЛОНАСС – это "Ростелеком" и "Мегафон". Каналы связи мы арендуем у "Вымпелкома", "Мегафона", МТС и "Ростелекома". "Цезарь-Сателлит" тестирует образцы автомобильных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС как сторонних производителей, так и собственные, а также проводит полевые испытания, используя несколько десятков автомобилей. Отмечу, что "Вымпелком", "Мегафон", МТС, "Ростелеком" и "Цезарь-Сателлит" - участники НП ГЛОНАСС.
- Какова роль компании НИС, которая ранее являлась федеральным сетевым оператором, в проекте ЭРА–ГЛОНАСС? И остается ли сейчас НИС участником партнерства?
- Скажу сразу, НИС не подавал заявление о выходе из партнерства и остается его полноправным членом. В частности, участвует в работе комитетов партнерства. Поэтому информация о каком-то выходе не более чем пиар, цели которого я комментировать не буду.
Что касается первой части вопроса, то акционеры ОАО НИС стояли у истоков проекта ЭРА-ГЛОНАСС, представляли его на комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, где в октябре 2009 года и было принято решение о создании государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Много было сделано акционерами НИС и для успешного старта проекта. Затем, в 2010 и 2011 годах, НИС был исполнителем государственного контракта. В 2010 году совместно с ведущей российской компанией "Ланит" было проведено эскизное проектирование системы; в 2011 году созданы опытные образцы в трех субъектах РФ.
В сентябре 2012 года статус единственного исполнителя системы ЭРА-ГЛОНАСС получило созданное в мае некоммерческое партнерство ГЛОНАСС, несколько ранее определенное федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности. В некоммерческое партнерство перешли и многие ключевые члены команды проекта, в том числе те, кто формировал облик системы еще до заключения первого госконтракта.
Таким образом, работы по созданию ЭРА-ГЛОНАСС в 2012 - 2013 годах – это уже деятельность некоммерческого партнерства. Масштаб наших работ таков: 2012 год – 15 регионов, 2013 год все остальные регионы, а также "ядро системы" – навигационно-информационная платформа. Сегодня инфраструктура развернута во всех 83 регионах. Благодаря этому надежная услуга ЭРА-ГЛОНАСС будет доступна нашим гражданам на всей территории страны. Прошли автономные испытания. Завершаются комплексные. Система готова к сдаче Минтрансу России.
Замечу, что НИС принимал участие в проектирование системы и создании инфраструктуры в 18 из 83 субъектов РФ.
- По вашим оценкам, как быстро будет расти количество автомобилей, подключенных к системе ЭРА-ГЛОНАСС?
- Это определено в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". С 1 января 2015 года систему ЭРА-ГЛОНАСС должны устанавливать в автотранспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа. А с 1 января 2017 года уже во все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.
Продажи новых автомобилей в России - 2,5 - 3 миллиона в год. Обновление модельного ряда автопроизводители проводят в среднем раз в 4 - 5 лет. Это означает, что в 2016 году к числу пользователей системы добавятся еще сотни тысяч. С 2017 года, когда ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной для всех новых автотранспортных средств, прирост пользователей составит уже те самые 2,5 – 3 миллиона. Итого: к концу 2017 года у ЭРА-ГЛОНАСС будет не менее 3 миллионов пользователей. Каждый год к ним будет добавляться еще около 3 миллионов.
Разумеется, это наша оценка. Многое, например, будет зависеть от ситуации на автомобильном рынке и в автопроме в целом. Также мы надеемся, что автовладельцы будут устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС и по собственной инициативе, чтобы уже бесплатно пользоваться услугой экстренного вызова при ДТП. Такая возможность нами предусмотрена.
- Звучала информация, что Минтранс России хочет стать оператором услуг по ЭРА-ГЛОНАСС. Так ли это?
- Не сам Минтранс, конечно, а одна из его подведомственных организаций. В частности, называлось ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
ЭРА-ГЛОНАСС - это государственная система. Балансодержателем в этом случае может выступать только какая-либо государственная организация: агентство, учреждение, ФГУП.
ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" является единственным исполнителем по созданию систем транспортной безопасности Минтранса России. Также это один из наших подрядчиков по информационной безопасности системы ЭРА-ГЛОНАСС. Поэтому поставить систему на баланс ФГУП "ЗащитаИнфоТранс", на наш взгляд, возможное и обоснованное решение.
- А операторская деятельность? Кто будет отвечать за услугу ЭРА-ГЛОНАСС?
- Здесь два взаимосвязанных вопроса: кто станет оператором ЭРА-ГЛОНАСС – будет обеспечивать эксплуатацию системы и оказывать услугу экстренного вызова и каковы источники финансирования системы. Их решение – прерогатива государства.
Здесь мы видим два возможных сценария.
Первый – выделение бюджетных средств на эксплуатацию и функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС и определение ее оператора по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС "Выборы" или системами Минтранса России. Цена вопроса – сотни миллионов рублей ежегодно из федерального бюджета.
Второй – привлечение частного инвестора, который и станет оператором ЭРА-ГЛОНАСС. Одновременно такому оператору предоставляется возможность использовать потенциал системы в интересах сервис-провайдеров различных услуг, в том числе платных. Это позволит значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, возможно, и выйти на самоокупаемость. О необходимости коммерциализации инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС в целях снижения бюджетных затрат неоднократно говорилось и правительством, и Минтрансом России. У нас в НП такой сценарий глубоко проработан и в части набора услуг, и в части бизнес-моделей.
Важно, что помимо снижения бюджетных расходов это создаст условия наибольшего благоприятствования для развития сегмента услуг, в том числе снижается "входной барьер" на рынок для сервис-провайдеров - по нашим оценкам, в два раза.
При этом все требования к услуге экстренного вызова при авариях – надежность, доступность и, конечно, бесплатность для всех пользователей - остаются без изменений. Это обязательное условие для любого оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.
- Вы много говорите об услугах, которые могут оказываться с помощью инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС. Какие это услуги?
- Мы разделили услуги по категориям пользователей. Это государственные услуги, например, взимание платежей за проезд или контроль передвижения опасных грузов, онлайн тахографический контроль. Далее, услуги в интересах заказчиков из различных сфер бизнеса, например, мониторинг транспорта и оптимизация логистики. Затем услуги в интересах физических лиц – водителей и пассажиров. Среди них дистанционная диагностика автомобиля, страховая телематика, различные информационно-навигационные сервисы, услуги раннего оповещения, охранно-поисковые услуги.
- Какие проекты, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие российского навигационного рынка?
- Главная задача НП ГЛОНАСС, как федерального сетевого оператора, – создание рынка для оборудования, решений и услуг с использованием ГЛОНАСС в России и за рубежом. Поэтому все проекты, которые мы реализуем в рамках НП - а это ЭРА-ГЛОНАСС, региональные целевые программы внедрения навигационных технологий, создание корпоративных, отраслевых, ведомственных систем и другие – все они направлены на увеличение размеров рынка.
Действительно, чтобы рынок навигационных услуг на автотранспорте стал привлекательным для бизнеса и частной инициативы, в первую очередь его надо масштабировать, создать объем. И это делается за счет реализации целого ряда крупных государственных проектов. И, во-вторых, необходимо снизить "барьер входа" на рынок. Использование сервис-провайдерами инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС – высоконадежной, охватывающей все дороги страны - как раз и снижает этот барьер. Это позволит сервис-провайдерам направить свои инвестиции в разработку новых потребительских решений и услуг. При создании ЭРА-ГЛОНАСС мы такую возможность - подключения сервис-провайдеров и интеграторов контента - предусмотрели. Сейчас отрабатываем интерфейсы подключения к инфраструктуре ЭРА-ГЛОНАСС.
- Есть ли возможность распространить решения ЭРА-ГЛОНАСС за границы страны?
- Мы активно работаем в этом направление. НП ГЛОНАСС является членом рабочих групп Евразийской экономической комиссии Таможенного союза и Единого экономического пространства, Европейской ассоциации по интеллектуальным транспортным системам (ERTICO) и других международных и российских организаций. Система ЭРА-ГЛОНАСС вполне конкурентоспособный продукт на экспорт. Мы привлекли к реализации аналогичных проектов Казахстан и Белоруссию. Основа для нашего сотрудничества – Технический регламент Таможенного союза. Если в Таможенный союз вступят другие государства, а такие планы, как мы знаем, есть, будем работать и с ними.
В Казахстане начинается проектирование системы ЭВАК – аналога ЭРА-ГЛОНАСС. Основной исполнитель – дочерняя компания национального оператора связи "КазахТелеком". В меморандуме, подписанном правительствами России и Казахстана, полномочия представлять интересы России в проекте ЭВАК делегированы федеральному сетевому оператору НП ГЛОНАСС. Казахстанскую сторону представляет "КазахТелеком".
В Белоруссии наш партнер определен правительством – это белорусский сетевой оператор, компания СКБ "Камертон".
Естественно, в рамках проектирования будет обеспечена совместимость систем Казахстана и Белоруссии с ЭРА-ГЛОНАСС, а значит, и с европейской системой eCall.
- Возможно ли, чтобы решения ЭРА-ГЛОНАСС нашли применение и за пределами стран Таможенного союза?
- В рамках проекта ЭРА-ГЛОНАСС мы создаем универсальные технологии. Конечно, в каждой стране есть национальная специфика в регулировании и взаимодействии служб реагирования, работе соответствующих систем. Но, могу сказать уверенно, наши технические решения полностью конкурентоспособны и отвечают самым современным требованиям. Так, в системе ЭРА-ГЛОНАСС продвинутая навигационно-информационная платформа. Мы не один год искали поставщика готовой платформы "под ключ". Искали за рубежом, а нашли в России – российскую компанию "Люксофт". Более того, мы просмотрели множество зарубежных и российских готовых решений и, проанализировав, убедились, что наши требования к платформе ЭРА-ГЛОНАСС выше и масштабнее и готовых решений для нас в мире нет. Поэтому решение от "Люксофт" не только российское по происхождению, но и самое современное, и, по сути, уникальное – не имеющее мировых аналогов.
При этом для нас было важно найти не просто разработчика платформы, а такого, который имеет большой опыт работы с мировым автопромом, где свои жесткие и специфические требования. "Люксофт" уже более семи лет является подрядчиком компании Harman, которая, в свою очередь, контролирует половину мирового рынка встроенных автомобильных систем. Многое из того, что мы видим в автомобилях, – интерфейсы, бортовые компьютеры – сделали Harman и "Люксофт". У них уникальный опыт и компетенции. И этот мировой опыт аккумулирован нами сегодня в платформе российской системы ЭРА-ГЛОНАСС.
- В России реализуется крупный проект на основе навигации по механизму государственно-частного партнерства – создание системы взимания платы с большегрузного транспорта. Какова роль федерального сетевого оператора в этом проекте?
- НП ГЛОНАСС является технологическим консультантом Росавтодора в проекте по созданию системы взимания платы с большегрузного транспорта. Сегодня партнерство осуществляет инженерно-техническое сопровождение проекта, а именно готовит разъяснения заявителям конкурса относительно конкурсной документации по техническим вопросам, осуществляет экспертизу предложений в части их соответствия техническим требованиям.
Отмечу, что будущий концессионер системы взимания платы для снижения своих инвестиций в проект и последующих операционных расходов может воспользоваться широкими возможностями системы ЭРА-ГЛОНАСС - готовой, современной, надежной, работающей на всей территории страны. На наш взгляд, это было бы рациональным бизнес-решением, и такую возможность в системе ЭРА-ГЛОНАСС мы предусмотрели.
- Как, на ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться навигационная отрасль в России?
- По сути, сегодня на наших глазах растет новый массовый высокотехнологичный рынок. Коммерциализация ЭРА-ГЛОНАСС, тахографы, система для взимания платы для 12-тонников, региональные целевые программы, международные проекты – все эти направления являются совершенно новым витком в формирование рынка. Совсем другой масштаб.
И во всех этих проектах активную роль играет федеральный сетевой оператор НП ГЛОНАСС и участники нашего партнерства - лидеры навигационно-информационного рынка: "Вымпелком", "Мегафон", МТС, "Навигационно-информационные системы", "Ростелеком", "Сумма Телеком", "Транзас", "Цезарь Сателлит", "Яндекс", ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум", представляющая интересы среднего и малого бизнеса.
Если наши амбициозные планы реализуются, а мы приложим к этому все усилия, то к 2020 году российский навигационный рынок на автотранспорте вырастет до 300 млрд рублей, или в 20 раз по отношению к 2012 году.