Филип Сеймур Хоффман (англ. Philip Seymour Hoffman; 23 июля 1967, Фэйрпорт, Нью-Йорк — 2 февраля 2014, Манхэттен, Нью-Йорк) — американский актёр театра и кино. Дебютировал на телевидении в 1991 году, после чего стал активно исполнять роли второго плана в кинофильмах.
Постоянный актёр и близкий друг Пола Томаса Андерсона, снявшего его во всех своих проектах (кроме «Нефти»): «Роковая восьмёрка», «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног» и «Мастер». В 2006 году Хоффман получил множество наград, в том числе «Оскар», за главную роль в байопике «Капоте», а в 2012 году был признан лучшим актёром Венецианского кинофестиваля за роль в драме «Мастер».
В прессе именовался одним из величайших, самых амбициозных и почитаемых актёров своего поколения, умеющим играть абсолютно всё. За свои 46 лет Хоффман создал огромное количество ярких образов: «корешей», злодеев и, за редким исключением, главных героев.
Ранняя жизнь
Филип Сеймур Хоффман родился в 1967 году в Фэйрпорте, пригороде Рочестера. Его мать, Мэрилин О’Коннор, родом из соседнего Ватерлоо, была судьёй и адвокатом по семейным делам. Отец, Гордон Стауэлл Хоффман, работал в американской корпорации Xerox. Помимо Филипа, в семье росли его две сестры Джилл и Эмили, и брат Горди (работал вместе с Филипом в фильме «С любовью, Лайза»). Предками Хоффмана были ирландцы, немцы, англичане и голландцы. Его отец был протестантом, а мать — католичкой; сам будущий актёр не придерживался какого-либо вероисповедания. Родители Хоффмана развелись в 1976 году.
В юности увлекался борьбой, однако после травмы шеи был вынужден отказаться от этого вида спорта. Вместо этого Хоффман пристрастился к актёрскому мастерству. В 17 лет он поступил в школу New York State Summer School of the Arts в Саратога-Спрингс, где познакомился с Беннеттом Миллером и Дэном Фаттерманом. До этого он уже обучался в школе Fairport High School и после её окончания продолжал актёрскую подготовку с Аланом Лэнгдоном. В 1989 году Хоффман заработал степень бакалавра изобразительных искусств в области «драма» от Нью-Йоркского университета Tisch School of the Arts. В Нью-Йоркском университете он вместе с актёром Стивеном Шубом и режиссёром Беннеттом Миллером был членом труппы Bullstoi.
Карьера
Кино
В 1991 году дебютировал в польском независимом кино «Cheat». Его карьера строилась преимущественно на ряде выразительных эпизодических ролей в независимом кинематографе. Хоффман принимал участие практически во всех фильмах Пола Томаса Андерсона (за исключением фильма «Нефть»). С достаточной регулярностью он снимался в голливудских фильмах: «Побег», «Смерч» и «Целитель Адамс». Лишь в 2003 году Филип Сеймур Хоффман получил свою первую главную роль в фильме «Одержимый».
Свою самую значимую роль Хоффман сыграл в 2005 году в драме «Капоте» Беннетта Миллера, завоевавшем не только благосклонность кинокритиков, но и принёсшем актёру «Оскар» за лучшую мужскую роль. В том же году Хоффман снялся в фильме «Миссия невыполнима 3».
В 2008 году Филип Сеймур Хоффман был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Война Чарли Уилсона» режиссёра Майка Николса, а годом позже актёр ещё раз выдвигался на эту же премию за роль заботливого святого отца Флинна в драме «Сомнение».
2012 год принёс Хоффману роль харизматичного лидера обширного религиозного движения в картине своего старого друга Пола Томаса Андерсона «Мастер». Этот образ был отмечен кубком Вольпи Венецианского кинофестиваля и очередными номинациями на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
Последнюю роль исполнил в заключительной части серии фильмов «Голодные игры», премьера которой состоится в 2015 году.
Театр
Хоффман также получил широкое признание как театральный актёр и режиссёр. В 1995 году он стал одним из участников театральной компании LAByrinth Theater Company. Как режиссёр, Хоффман дважды номинировался на премию «Драма Деск» за лучшую режиссуру пьесы: за постановку «Иисус вскочил на трамвай „А“» (2001) и за «Богоматерь 121-й улицы» (2003). Находя разницу между режиссурой и игрой в спектакле, Хоффман говорил: «Опыт режиссёра — нереальный опыт… Вы самый субъективный человек в комнате. У вас нет объективности. Вы должны снимать несколько недель, а затем вернуться для просмотра всего этого, не говоря никому, и вы увидите это другими глазами».
В качестве театрального актёра Хоффман впервые получил признание в 2000 году в офф-бродвейской постановке «Голос автора», получив номинацию на «Драма Деск» уже как лучший актёр в пьесе. На Бродвее Хоффман появился в пьесах «Истинный запад» (2000) и «Долгий день уходит в ночь» (2003), за которые он выдвигался на главную театральную премию «Тони».
В 2012 году Хоффман снялся в постановке Артура Миллера «Смерть коммивояжёра», исполнив роль 63-летнего коммивояжёра Вилли Ломана. Никто не мог представить главного героя этой пьесы в исполнении 44-летнего Хоффмана, но он смог переубедить критиков и был в третий и последний раз в жизни выдвинут на премию «Тони». Театральный критик Бен Брэнтли заключил, что «г-н Хоффман является одним из лучших актёров своего поколения […] бесспорно».
Личная жизнь
Моя жизнь проходит в состоянии вечной паники. Звучит как приговор, но мне это всегда помогало. Наверное, где-то в глубине души я хочу жить так, чтобы делать одновременно что-то одно, но на деле я делаю миллион разных вещей. Я играю в кино и театре, ставлю пьесы, а недавно я приобрёл театральную компанию в Нью-Йорке. Отсюда и берётся паника — все эти дела не позволяют мне расслабиться ни на секунду. Полагаю, я даже умру в панике. Но с недавнего времени эта мысль стала мне даже симпатична. (в интервью журналу Esquire) |
Семья и вредные привычки
Хоффман был в отношениях с костюмершей Мими О’Доннелл последние 15 лет его жизни. Они познакомились в 1999 году во время работы в пьесе «В Арабии мы бы все стали королями». У них было трое детей: сын Купер Александр (род. 2003), дочери Таллула (род. 2006) и Вилла (род. 2008).
В интервью 2006 года Хоффман рассказывал, что злоупотреблял наркотиками и алкоголем, и в 22 года он впервые попал в реабилитационную клинику. Он говорил: «Я злоупотреблял всем, что попадалось в мои руки. Мне нравилось всё это». В мае 2013 года вновь прошёл процедуру лечения в наркологической клинике после злоупотребления героином и таблетками от наркомании.
Последние дни и смерть
Последний раз актёр появился на публике за две недели до кончины, на «сандэнсовской» презентации триллера «Особо опасен». Окружающие отмечали, что он выглядел «взъерошенным и бледным», отказывался от любых интервью.
2 февраля 2014 года 46-летний Филип Сеймур Хоффман скоропостижно скончался в своей манхэттенской квартире на Бэтьюн-стрит, предположительно, от передозировки наркотиков. Труп актёра был обнаружен сценаристом Дэвидом Бар Кацем в 11:15 утра в ванной с подкожной иглой в руке. Хоффман должен был забрать своих детей у супруги в воскресное утро, с которой они ненадолго разошлись незадолго до его смерти, но когда он не появился, Кац с другом посетили его квартиру и нашли тело. В квартире Хоффмана были найдены десятки упаковок героина. По подозрению в продаже ему фатальной партии этого наркотика были арестованы четыре дилера.
Прощание с актёром состоялось 6 февраля в Верхнем Ист-Сайде, а на следующее утро Хоффман был захоронен в церкви святого Игнатия Лойолы. Обе церемонии посетило множество коллег и друзей Хоффмана, в том числе Хоакин Феникс, Мерил Стрип и Джон Рейли.
Дабы почтить память актёра, 3 февраля Бродвейские театры погасили свет на минуту, а руководство Берлинского кинофестиваля приняло решение провести специальный показ «Капоте», который посетят друзья Хоффмана.
Актриса Кейт Бланшетт на церемонии BAFTA посвятила свою награду Хоффману, не дожившего 2 недели до церемонии.
Личность
После кончины Филиппа Сеймура Хоффмана в феврале 2014 года, вызвавшей широкий общественный резонанс, ведущие американские издания (в числе которых The New York Times) отозвались на это событие крупными обзорными некрологами, напечатанными на первых полосах — почёт, которого удостаивался не каждый актёр страны.
Голливудский прорыв Хоффмана произошёл в 1992 году, с выходом на экраны драмы «Запах женщины», в которой он исполнил ключевую полузлодейскую роль сокурсника главного героя. Ещё много лет критики высоко оценивали его актёрские работы, но он сам оставался неизвестным подавляющему числу зрителей — так было до встречи Хоффмана с режиссёром Полом Томасом Андерсоном, буквально проложившим ему путь в кино. С Андерсоном актёр крепко сдружился и появлялся до конца жизни в каждом его проекте, кроме этапного философского эпоса «Нефть». «Насмешкой судьбы выглядит то, что андерсоновская экранизация Пинчона — несомненно, следующий шаг в открытии Америки — обойдётся без его главного актёра» — писал на смерть Хоффмана обозреватель Lenta.ru Кирилл Головастиков.
За свою почти 25-летнюю карьеру Хоффман стал заслуженным второплановым актёром. В его активе содержалось всего несколько главных ролей, которые можно пересчитать по пальцам — гениальный писатель, эксцентрический гомосексуал Труман Капоте в байопике «Капоте», за создание образа которого Хоффман был награждён всеми премиями «оскаровского» сезона, один из двух братьев, задумавших ограбить родительский ювелирный магазин, в последнем фильме Сидни Люмета «Игры дьявола», и угрюмый театральный режиссёр Кейден Котар в нестандартной драме «Синекдоха, Нью-Йорк». Lenta.ru вспоминала невероятную способность Хоффмана сыграть всех мыслимых представителей различных социальных классов:
… Хоффман был актёром в традиционном смысле, чья главная добродетель — способность перевоплощаться: он искусно владел своим телом и лицом, которые позволяли ему меняться, не изменяя себе. Словно красуясь этим талантом, он сыграл много схожих ролей, раскрасив их в противоположные цвета. Вот он гей и неудачник в «Ночах в стиле буги» — а вот богемный гомосексуал Труман Капоте. Вот он уязвимый, но твёрдый в своей правоте священник в «Сомнении» — а вот мессия-шарлатан в «Мастере». Вот музыкальный журналист, проницательный наставник главного героя в «Почти знаменит» — а вот прямодушный рок-диджей (и тоже наставник) Граф в «Рок-волне». Вот надменный, но незлой бонвиван, невинная жертва «Талантливого мистера Рипли» — а вот герой «Игр дьявола», растратчик, авантюрист, убийца, которого настигает справедливое возмездие. |
В жизни Хоффман был, по утверждению знавшего его людей, совершенно иным от экрана человеком. Он редко давал интервью о своей личной жизни. The New York Times описывала Хоффмана как «коренастого, часто сонного на вид человека со светлыми, как правило, нечёсаными волосами, который одобрял растрёпанную одежду, больше подходящей для безработного актёра, чем для звезды». В нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж, где он долгое время проживал, было нетрудно увидеть его, катающегося на велосипеде, или прогуливающегося с детьми в их школу. «Я до сих пор помню тот день, когда он выиграл „Оскар“, вскоре после этого. Он отводил своих детей в школу и люди давали ему „пять“. Выглядело так, как будто для него действительно что-то значили поздравления соседей» — рассказывала мать одноклассницы дочери Хоффмана.
Безвременный и трагический уход Филипа Сеймура Хоффмана из жизни оставил зияющую рану на современном кинематографическом небосклоне: даже в изобильном Голливуде актёров такой редкостной характерности — наперечёт. Валерий Кузнецов, «Российская газета» |
Фильмография
Год | Фильм | Оригинальное название | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|---|
1991 | «Закон и порядок» | Law & Order (Episode: The Violence of Summer) | Стивен Ханайер | Дон Скардино (режиссёр эпизода) |
Triple Bogey on a Par Five Hole | Клатч | Амос По | ||
1992 | «Мошенник» | Szuler | Мартин | Адек Драбински |
«Мой новый пистолет» | My New Gun | Крис | Стэйси Кохрэн | |
«Сила веры» | Leap of Faith | Mэтт | Ричард Пирс | |
«Запах женщины» | Scent of a Woman | Джордж Уиллис-мл. | Мартин Брест | |
1993 | «Пробивной Джой» | Joey Breaker | Уили Маккол | Стивен Старр |
«Мой парень воскрес» | My Boyfriend’s Back | Чак Бронски | Боб Балабан | |
«Бесплатные деньги» | Money for Nothing | Кочран | Рамон Менендес | |
1994 | «Побег» | The Getaway | Фрэнк Хансен | Роджер Дональдсон |
«Без дураков» | Nobody’s Fool | офицер Рэймер | Роберт Бентон | |
«Оленёнок» | The Yearling | Бак | Род Харди | |
«Когда мужчина любит женщину» | When a Man Loves a Woman | Гэри | Луис Мандоки | |
1995 | «Пятнадцатиминутный Гамлет» | The Fifteen Minute Hamlet | Бернардо/Горацио/Лаэрт | Тодд Луисо |
1996 | «Роковая восьмёрка» | Hard Eight | молодой игрок в кости | Пол Томас Андерсон |
«Смерч» | Twister | Дастин «Дасти» Дэвис | Ян де Бонт | |
1997 | «Ночи в стиле буги» | Boogie Nights | Скотти | Пол Томас Андерсон |
1998 | «Культура» | Culture | Билл | Джош Гордон, Уилл Спек |
«Большой Лебовски» | The Big Lebowski | Брандт | Братья Коэн | |
«Счастье» | Happiness | Аллен | Тодд Солондз | |
«Следующая остановка — Страна Чудес» | Next Stop Wonderland | Шон | Брэд Андерсон | |
«Целитель Адамс» | Patch Adams | Митч Роман | Том Шедьяк | |
«Монтана» | Montana | Дункан | Дженнифер Лейтес | |
1999 | «Талантливый мистер Рипли» | The Talented Mr. Ripley | Фредди Майлс | Энтони Мингелла |
«Магнолия» | Magnolia | Фил Парма | Пол Томас Андерсон | |
«Без изъяна» | Flawless | Расти Зиммермен | Джоэль Шумахер | |
2000 | «Почти знаменит» | Almost Famous | Лестер Бэнгс | Кэмерон Кроу |
«Жизнь за кадром» | State and Main | Джозеф | Дэвид Мэмет | |
2002 | «25-й час» | 25th hour | Джейкоб Элински | Спайк Ли |
«С любовью, Лайза» | Love Liza | Уилсон Джоэл | Тодд Луисо | |
«Любовь, сбивающая с ног» | Punch-Drunk Love | Дин Трамбелл | Пол Томас Андерсон | |
«Красный дракон» | Red Dragon | Фредди Лаундс | Бретт Ратнер | |
2003 | «Холодная гора» | Cold Mountain | преподобный Уизи | Энтони Мингелла |
«Одержимый» | Owning Mahowny | Дэн Махоуни | Ричард Квитневски | |
2004 | «А вот и Полли» | Along came Polly | Сэнди Лайл | Джон Гамбург |
2005 | «Freeвольная жизнь» | Strangers with Candy | Генри | Пол Динелло |
«Капоте» | Capote | Труман Капоте | Беннетт Миллер | |
«Падение империи» | Empire Falls | Чарли Мэйн | Фред Скеписи | |
2006 | «Миссия невыполнима 3» | Mission: Impossible III | Оуэн Дэвиан | Джеффри Абрамс |
2007 | «Дикари» | The Savages | Джон Сэвидж | Тамара Дженкинс |
«Игры дьявола» | Before the Devil Knows You’re Dead | Энди Хэнсон | Сидни Люмет | |
«Война Чарли Уилсона» | Charlie Wilson’s War | Гаст Авракотос | Майк Николс | |
2008 | «Сомнение» | Doubt | отец Брэндан Флинн | Джон Патрик Шэнли |
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» | Synecdoche, New York | Кейден Котард | Чарли Кауфман | |
2009 | «Рок-волна» | The Boat That Rocked | Граф | Ричард Кёртис |
«Изобретение лжи» | The Invention of Lying | бармен Джим | Рики Джервейс, Мэттью Робинсон | |
«Мэри и Макс» | Mary and Max | Макс Джерри Хоровитц | Адам Эллиот | |
«Артур» | Arthur (Episode: No Acting Please) | Уилл Тоффман | Грэг Бейли | |
2010 | «Джек отправляется в плаванье» | Jack Goes Boating | Джек | Филип Сеймур Хоффман |
2011 | «Человек, который изменил всё» | Moneyball | Арт Хоу | Беннетт Миллер |
«Мартовские иды» | The Ides of March | Пол Зара | Джордж Клуни | |
2012 | «Мастер» | The Master | Ланкастер Додд | Пол Томас Андерсон |
2013 | «Голодные игры: И вспыхнет пламя» | The Hunger Games: Catching Fire | Плутарх Хевенсби | Френсис Лоуренс |
2014 | «Особо опасен» | A Most Wanted Man | Гюнтер Бачмен | Антон Корбайн |
God’s Pocket | Микки Скарпато | Джон Слэттери | ||
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» | The Hunger Games: Mockingjay — Part 1 | Плутарх Хевенсби | Френсис Лоуренс | |
2015 | «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» | The Hunger Games: Mockingjay — Part 2 | Плутарх Хевенсби | Френсис Лоуренс |
Награды и номинации
Награды
Номинации