Александр Лыков родился 30 ноября 1961 года, в поселке Рахья, Всеволожского района Ленинградской области. Жил без отца. Бабушка работала в столовой, а мама – кладовщицей на «ЛОМО», поэтому ему с ранних лет приходилось оставаться дома одному.
В детстве Саша был очень непоседливым мальчиком. Это привело к тому, что однажды он упал с горки и получил травму позвоночника. В итоге мальчика поставили на врачебный учет. Когда врачи объявили, что он уже почти инвалид, Саша стал самостоятельно заниматься физическими упражнениями для спины. И это помогло. Впоследствии он даже занимался карате и биатлоном.
Легко считать себя самостоятельным рядом с полным родительским холодильником…
Лыков Александр Анатольевич
Учеба Лыкова в ЛГИТМиК
После школы Александр Лыков получил образование строителя, и только после этого поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где он учитлся на курсе В. В. Петрова.
На вступительных экзаменах в театральный институт Александр Лыков познакомился со своей будущей женой Аллой Господенко. Алла приехала поступать в ЛГИТМиК в том же году, что и Александр. Однако в отличие от Лыкова она не прошла по конкурсу. Девушка осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год. Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились.
В годы учебы Александр не отличался примерным нравом. Он признает, что вместе с товарищами вел разгульную жизнь, следствием чего явилось 18 приводов в милицию! И не смотря на это, институт Александр все же окончил.
Армия Александра Лыкова
В 1984 году Лыков окончил институт и должен был попасть в театр имени Ленсовета. Дело в том, что руководитель театра Игорь Петрович Владимиров (российский театральный режиссер и актер. Народный артист СССР) приметил талантливого студента еще в годы его учебы. Только попасть сразу в театр Александру не удалось – его призвали в армию.
Лыкову не повезло – попал служить на Север, в стройбат. Вспоминает: «Я служил в армии в стройбате. Туда призывали ребят из Узбекистана, Туркмении, Чечни - все они сбивались в землячества. Что касается русских - треть, среди них были зэки. Те, которые сели по малолетству, поэтому в остальные войска их не брали. А я уже был артистом, заканчивал театральный вуз, меня пригласили в Театр Ленсовета. Мое пребывание в армии было равносильно жизни на зоне…».
Скитания Александра Лыкова по театрам
Отслужив год и семь месяцев, А. Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был принят в Театр имени Ленсовета. Жена Алла в то время заканчивала театральный институт. Молодой семье пришлось туго. Один за другим у них родились дочь Катя и сын Матвей. С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в коммуналку, затем – в однокомнатную квартирку.
В 1989 году Александр после трех лет работы в Театре Ленсовета ушел в Ленинградский ТЮЗ. Но и там актер долго не задержался, - в 1991 году он покинул труппу. Затем была работа в театре Ленинского комсомола, театре на Литейном, а с 1994 года - в театре «Территория».
Причиной постоянных метаний Лыкова, как он сам признается — каждый раз поводы были разными, но основная причина была одна – в определенный момент ему становилось скучно и тоскливо работать в одной и той же труппе.
Первые роли Александра Лыкова в кино
В кино Александр Анатольевич начал сниматься с 1989 года. Сначала это были небольшие роли, но главное то, что молодому актеру посчастливилось сниматься у настоящих мастеров – у Иосифа Ефремовича Хейфица в драме «Бродячий автобус» и у Наума Бирмана в драме «Сирано Де Бержерак».
Вскоре у Александра Лыкова началась связь с телевидением. После съемок в картине «Бакенбарды», режиссер Юрий Борисович Мамин пригласил актера в телевизионный проект «Хамелеон». Лыков вспоминает: «Смешная, забавная была у него программа: разные персонажи, костюмы... Мне очень нравится играть масками, обожаю такие штуки».
Тем временем Лыков продолжал активно сниматься в кино. Вслед за ролями второго плана пришли и главные. Многие зрители запомнили Александра по интересной роли в картине «Разборчивый жених» (1993), где его герой метался между любимыми девушками
Роль Казановы
В середине 90-х годов 20 столетия ситуация в российском кинематографе стала складываться не в лучшую сторону. Ролей предлагалось мало, и Лыкову, как и многим другим актерам, приходилось буквально выживать.
В этот непростой период его пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» (по произведениям писателя Андрея Кивинова). Александр с детства не питал особых симпатий к милиции, а тут ему предложили одну из главных ролей – оперативника Казанцева по прозвищу Казанова. Почему же он согласился? Сам актер объясняет, что ему просто захотелось побыть в шкуре тех людей, которых он считал «козлами».
Неожиданно Лыков открыл для себя милицию совершенно с другой стороны. Он рассказывает: «Еще до начала съемок сериала Андрей Кивинов познакомил меня с прототипом моего героя Малиной. С ним и его товарищами съездили на задание. Отличные ребята. Как я понял, в «убойный» отдел включали неугодных начальству людей, приличных, со своим восприятием жизни».
Актер признался, что первоначально он (как и другие актеры) отнесся к съемкам в сериале как к обычной халтуре. Однако затем роль его затянула, стала интересней. Герой Александра Лыкова вносил в сериал особый колорит своей хулиганистостью, напористостью, разумной нагловатостью и любвеобильностью. И этим он буквально покорил зрительскую аудиторию, особенно женскую ее половину. И действительно, его мужскому обаянию невозможно было сопротивляться.
Уход Александра Анатольевича из «Ментов»
В определенный момент герои «Ментов» стали настолько популярны в народе, что актеров стали прочно ассоциировать с их персонажами. Такая ситуация всегда имеет две стороны. С одной – популярность и зрительская любовь. С другой стороны – есть большая вероятность стать заложником одного образа. Становиться же «актером одной роли» в планы Александра Лыкова никак не входило.
К тому же со временем сам сериал изменялся в худшую сторону. Первые серии снимались по произведениям Андрея Кивинова, но постепенно материал закончился. Испытывая дефицит новых идей, сценаристы стали повторяться.
Все это привело к тому, что Александр Лыков принял решение уйти из сериала. Не каждый отважится на такой шаг - оставить гарантированный заработок, роль, приносящую всенародную славу. Но он решился и оказался прав.
На некоторое время актер выпал из внимания зрителей, что бы сломать устоявшийся образ Казановы, доказывать, что способен на совершенно противоположные роли. Первоначально приходилось довольствоваться небольшими ролями в сериалах «Агент национальной безопасности» (уголовник по кличке Нос), «Бандитский Петербург», «Танцор». Зато именно в этот момент актер неожиданно появился на огромной сцене «Балтийского дома» как Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса. И это - после десятилетнего отсутствия на театральных подмостках! Лыков сыграл замечательно, хотя потом, как человек глубоко верующий, раскаивался в этом своем решении.
После «Мастера и Маргариты» Александр с блеском сыграл в моноспектакле «Я, Он, Она, Не Я», поставленном режиссером Алексеем Янковским по пьесе Клима. Моноспектакль, в котором он полтора часа, не уходя со сцены, говорит о жизни и смерти, Боге, мужчине и женщине, любви. Это стоило услышать! После этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля «Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды.
Актер в новом качестве
Александр Лыков не мог долго оставаться невостребованным в кинематографе. Уже вскоре он появился совершенно в неожиданной для себя роли писателя Мережковского в картине Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы». А его работа в блокбастере «Турецкий гамбит» и вовсе стала триумфом. Лыков потрясающе сыграл робкого, нерешительного капитана Перепелкина в конце фильма неожиданно превращающегося в хладнокровного, безжалостного турецкого шпиона Анвара.
Актер начал осваивать и совершенно новый для себя жанр – комедию. Так в украинской картине «Кушать подано, или Осторожно, любовь!» (2006) Александр Лыков сыграл очень забавного персонажа - влюбленного Паганеля. В том же 2006 году Александр Лыков снялся в главной роли в 24-серийном телевизионном фильме «Полонез Кречинского» по пьесам Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». На сегодняшний момент уже можно с полным основанием говорить о богатом разнообразии таланта актера
Личная жизнь Александра Лыкова
Александр признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу помогла сохранить их семью. Со временем Александр пришел к твердому убеждению: «Женщина, которая встретилась тебе на твоем жизненном пути, и с которой ты заключил брак, - это твоя женщина. Один раз - и на всю жизнь».
Дети Лыковых уже выросли, но по стопам родителей не пошли. Дочь Катя вышла замуж. Сын Матвей учится на инязе в Петербургском университете.
Театральные работы Александра Лыкова
«Собачье сердце» (1987, Театр имени Ленсовета);
«Эквус» (1987, ТЮЗ имени Брянцева);
«Скупой» (1991, Театр на Литейном);
«Стриптиз» (1991, ЛГИТМиК);
«Мастер и Маргарита» (2001, «Балтийский Дом»).
"Я... Она... Не Я и Я..."
Фильмография Александра Лыкова
1989 — Сирано Де Бержерак
1989 — Бродячий автобус
1990 — Бакенбарды
1991 — Изыди!
1991 — Человек со свалки
1991 — Улыбка
1992 — Две дуэли
1992 — Пустельга
1993 — По следу телеграфа
1993 — Путешествие в счастливую Аравию
1993 — Разборчивый жених
1993 — Страсти по Анжелике
1993 — Ты у меня одна
1994 — Колечко золотое, букет из алых роз
1994 — Проклятие Дюран
1994 — Голодающий Поволжья
1995 — Роберт и Клара
1996 — Операция «С Новым годом!»
1996 — 1997 — Поживём — увидим
1997 — Менты
1997 — Улицы разбитых фонарей (Сериал)
1998 — Тоталитарный роман
1998 — Хрусталёв, машину!
1998 — Цирк сгорел, и клоуны разбежались
1999 — Болдинская осень
2000 — Агент национальной безопасности 2 (Сериал)
2000 — Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон (Сериал)
2000 — Медики (Сериал)
2002 — Осенний детектив
2002 — Дорога в ад
2003 — Участок (Сериал)
2003 — Киднеппинг
2003 — Танцор (Сериал)
2004 — Потерявшие солнце (Сериал)
2004 — Дзисай
2004 — Диверсант (Сериал)
2004 — Легенда о Тампуке (Сериал) — Писатель / голос за кадром
2004 — Кушать подано!
2004 — Гибель империи — режиссер
2004 — Дурная привычка
2005 — Охота на изюбря (Сериал)
2005 — Фаворский
2005 — 9 рота
2005 — Турецкий гамбит
2005 — Время собирать камни
2006 — Профессор в законе
2007 — Диверсант. Конец войны (Сериал)
2007 — 1814 — Куницын
2008 — Солдаты. Новый призыв (Сериал)
2008 — Трудно быть мачо — Вячеслав Андреевич Черноков
2009 — Версия
2009 — Третьего не дано
2009 — Каникулы строгого режима.