На фото Александр Анатольевич  Ширвиндт

Александр Анатольевич Ширвиндт

Биография

Александр Анатольевич Ширвиндт - российский актер театра, кино и эстрады. Народный артист России (1989); Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74»; Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»); Кавалер ордена Дружбы (1994); Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004); Награжден почетным знаком «Общественное признание».

В 1956 году Александр Ширвиндт окончил Театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина. В 1956-1969 — на сцена Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1970 — актер Театра Сатиры. В кино снимается с 1956. Среди лучших театральных работ Александра Ширвиндта роли в спектаклях: «Маленькие комедии большого дома»(1973, Григория Израилевича Горина и Аркадия Михайловича Арканова), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1969), «Ревизор» (1972), «Поле битвы после победы принадлежит мародерам». Актер интеллектуального юмора. Его яркий комедийный талант проявился и в кино. Запомнился по многим фильмам: «Приходите завтра» (1963), «Ирония судьбы, или с легким паром» (1975), «Небесные ласточки» (1976), «Миллион в брачной в корзине» (1986), «Русский регтайм» (1993) и др. Выступает на эстраде в дуэте Михаилом Михайловичем Державиным.

Александр Ширвиндт автор книги мемуаров «Былое без дум» (1999, в соавторстве с театральным критиком Б. Поюровским).

Отец - Анатолий Густавович Ширвиндт (1896-1962). Мать - Раиса Самойловна Ширвиндт (1898-1985). Супруга - Наталия Николаевна Белоусова (1935 года рождения), архитектор. Сын - Михаил Александрович Ширвиндт (1958 года рождения) - актер, режиссер и телеведущий. Внуки: Андрей (1981 г. рожд.), студент юридического факультета РГГУ, Александра (1986 г. рожд.).

Еще:

Мне иногда говорят: «Знаете, о Вас такую гадость написали! » Зачем мне это читать? Во-первых, половина написанного – вранье. Во-вторых, все написано неграмотно.

Ширвиндт Александр Анатольевич

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Его отец был скрипачом, мама работала редактором в филармонии. Жили Ширвиндты в центре Москвы - в Скатерном переулке, что у Никитских ворот, в большой квартире из семи комнат. «Роскошно!» - скажет читатель и будет не прав. Дело в том, что в этих семи комнатах, кроме Ширвиндтов, жили еще пять семей.

Как и положено в интеллигентных семьях, родители очень хотели, чтобы чадо пошло по их стопам. Больше всего этого хотел Ширвиндт-старший, который спал и видел, как его сын Александр Ширвиндт станет скрипачом и достигнет гораздо больших успехов на этом поприще, чем он сам. Однако Александр этого не хотел. Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом. Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр Ширвиндт запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог.

В семь лет Александра Ширвиндта отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно.

Александр Ширвиндт учился в 110-й школе - самой знаменитой в Москве, - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Никиты Хрущева - Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом:

«Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «дедушка у вас отличник… А вы что же?» Пока, наконец, старший внук не раскопал какую-то ностальгическую стопочку тех времен и не обнаружил, как же ужасно учился их «образцово-показательный» дедушка. После этого меня в пример никогда больше не ставили.

Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Сергею Яковлевичу Лемешеву или Ивану Семеновичу Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми?» После чего очередной праздник в нашей школе отмечался на таком высоком исполнительском уровне, что директорат всех других школ прямо-таки падал от зависти. А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно - на горизонте уже следующее торжество.

Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…»

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр Ширвиндт посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Впрочем, любовь к танцам подогревалась у него чисто практическим интересом: школа № 110 была мужской и по большим праздникам в ней устраивались танцевальные вечера, на которые приходили девочки из соседней «женской» школы. Александр Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом.

Детские воспоминания А. Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: Владимир Николаевич Яхонтов, Яков Владимирович Флиер, Дмитрий Николаевич Журавлев Журавлев, Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия Шверубович), Ростислав Янович Плятт, Рина Васильевна Зеленая, Леонид Осипович Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

Вспоминает Александр Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях - две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой - с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Жуть!

Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли…Если я спрашивал «куда пойдем?» и девочка говорила «на каток!», я думал: «Все, хана!» Страшнее всего - качели, на втором месте по ужасу - коньки. Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то выписывал кренделя, не испытывал…»

Между тем в 1958 году Александр Ширвиндт стал отцом - родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого. Ее знакомство с Ширвиндтом состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ (наука, искусство, литература), который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По своим корням жена Ширвиндта - столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу - в старое московское купечество.

На момент знакомства молодых Белоусовы являлись аборигены НИЛа, а Александр Ширвиндт с родителями гостил у знаменитого российского артиста Дмитрия Николаевича Журавлева. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке прежде всего то, что у нее в хозяйстве имелась… корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили или до сих пор живут Людмила Георгиевна Зыкина, Лидия Николаевна Смирнова, Клара Лучко, Фаина Григорьевна Раневская и другие знаменитости.

Ширвиндт как педагог

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: Андрей Александрович Миронов, Алла Сергеевна Демидова, Наталья Георгиевна Гундарева, Светлана Рябова, Александр Шалвович Пороховщиков, Леонид Трушкин, Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Леонид Исакович Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).

Ширвиндт на телевидении

Александр Ширвиндт – постоянный участник ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».

Александр Анатольевич принимал участие в бенефисах Веры Кузьминичны Васильевой, Людмилы Марковны Гурченко, Ларисы Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Евгением Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле Анатолия Васильевича Эфроса «Несколько слов в защиту господина Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме Марка Анатольевича Захарова «Двенадцать стульев».

Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт - Михаил Державин. Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

В 2009 году Александр Ширвиндт отметил свой 75-летний юбилей с удочкой на рыбалке, мотивируя это тем - что не любит пафоса. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил орденом "За заслуги перед Отечеством".

Фильмография Александра Анатольевича Ширвиндта:

  • Она вас любит (1956)
  • Атаман Кодр (1958)
  • Приходите завтра (1963)
  • Майор "Вихрь" (1967)
  • Спасите утопающего (1967)
  • Еще раз про любовь (1968)
  • Шестое июня (1968)
  • В тринадцатом часу ночи (1968)
  • Крах (1968)
  • Сюжет для небольшого рассказа (1969)
  • В тринадцатом часу ночи (1969)
  • Умеете ли вы жить? (1970)
  • Безумный день, или Женитьба Фигаро (1973) ТВ-спектакль
  • Какая у вас улыбка (1974)
  • Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
  • Небесные ласточки (1976)
  • Инкогнито из Петербурга (1977)
  • Трое в лодке, не считая собаки (1979)
  • Мнимый больной (1980)
  • Отпуск за свой счет (1981)
  • Факты минувшего дня (1981)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Принцесса цирка (1982)
  • Серебряное ревю (1982)
  • Нежданно-негаданно (1983)
  • Аплодисменты, аплодисменты (1984)
  • Герой ее романа (1984)
  • Зимний вечер в Гаграх (1985)
  • Самая обаятельная и привлекательная (1985)
  • Миллион в брачной корзине (1986)
  • Семь криков в океане (1986)
  • Забытая мелодия для флейты (1987)
  • Шантажист (1987)
  • Искусство жить в Одессе (1989)
  • Бабник (1990)
  • Осада Венеции (1991)
  • Чокнутые (1991)
  • Русский регтайм (1993)
  • Простодушный (1994)
  • Роковые яйца (1995)
  • Привет, дуралеи! (1996)
Поделиться: