Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат, Пензенская губерния — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель. Фамилия Куприн происходит от названия речки в Тамбовской губернии — Купры.
Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!
Куприн Александр Иванович
После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893—1894 вв. петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».
Нельзя оставить о себе хорошего впечатления, придя к женщине с пустыми руками.
Куприн Александр Иванович
Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн Александр Иванович
Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах «Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие». Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью. Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский. Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть «Молох». В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства.
Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире «Молоха» промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества.
Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы «Лидочка», «Локон», «Детский сад», «В цирке» — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации. В 1898 году Куприн пишет повесть «Олеся». Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества «естественного человека», в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями.
В этот период появляется его рассказ «Ночная смена», где главный герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла. В 1902 году Куприн задумывает повесть «Поединок». В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна.
Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть «Яма». Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта. Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. «Гранатовый браслет» — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых «благоуханных» рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы. Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя.
Крупное автобиографическое произведение того периода — роман «Юнкера». В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.
Рассказы
1889 — «Последний дебют»
1892 — «Психея»
1893 — «Лунной ночью»
1894 — «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 — «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 — «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 — «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 — «Одиночество»
1899 — «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 — «Дух века», «Погибшая сила», «Тапер», «Палач»
1901 — «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 — «На покое»
1903 — «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 — «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 — «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 — «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 — «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 — «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 — «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 — «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 — «Травка», «Чёрная молния»
1913 — «Анафема», «Слоновья прогулка»
1917 — «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 — «Пегие лошади»
1920 — «Лимонная корка», «Сказка»
1923 — «Однорукий комендант», «Судьба»
1925 — «Ю-ю»
1926 — «Дочь великого Барнума»
1928 — «Инна»
1933 — «Ночная фиалка»
1934 — «Последние рыцари»
Очерки
1897 — «Киевские типы»
1899 — «На глухарей»
1895–1897 — цикл очерков
«Студент-драгун»
«Днепровский мореход»
«Будущая Патти»
«Лжесвидетель»
«Певчий»
«Пожарный»
«Квартирная хозяйка»
«Босяк»
«Вор»
«Художник»
«Стрелки»
«Заяц»
«Доктор»
«Ханжушка»
«Бенефициант»
«Поставщик карточек»
1900 — Путевые картинки:korkateuro
От Киева до Ростова-на-Дону
От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.
1901 — «Царицынское пожарище»
1905 — «События в Севастополе»; «Сны»
1908 — «Немножко Финляндии»
1907–1911 — цикл очерков «Листригоны»
1909 — «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях. (Письмо А. И. Куприна Ф. Д. Батюшкову от 18 марта 1909 г. Хранится в Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Фонд 20, ед. хран. 15.125.ХСб 1.)
Экранизации
* Первый день (1936), режиссёр Александр Такайшвили
* Белый пудель (1955), режиссёры Марианна Рошаль, Владимир Шредель
* Колдунья — (La Sorciere, 1956), режиссёр: Андре Мишель, в гл. роли Марина Влади
* Поединок (1957), режиссёр Владимир Петров
* Анафема (1960), режиссёр Сергей Гиппиус
* Гранатовый браслет (1964), режиссёр Абрам Роом
* Девочка и слон (1969), режиссёр Леонид Амальрик
* Олеся (1970), режиссёр Борис Ивченко
* Шурочка (1982), режиссёр Иосиф Хейфиц
* И вот пришёл Бумбо…(1984), режиссёр Надежда Кошеверова
* Любимец публики (1985), режиссёры Александр Згуриди, Нана Клдиашвили
* Яма (1990), режиссёр Светлана Ильинская
* Гамбринус (1990), режиссёр Дмитрий Месхиев
* Брегет (1997), режиссёр Виталий Ованесов
* Мелюзга (2005), режиссёр Владимир Морозов
* Юнкера (2006), режиссёр Игорь Черницкий