Александр Константинович Фатюшин — российский актер, заслуженный артист РСФСР, лауреат Премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге в 1977 году за фильм «Весенний призыв», кавалер Серебряной медали имени Александра Довженко (1977 год за фильм «Весенний призыв»), лауреат Государственной премии СССР в 1984 году — за театральную работу.
Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани в рабочей семье. Его отец был шофером, а мать - домохозяйкой. Кроме Александра в семье было еще двое детей: брат 1940 года рождения и сестра - 1945. Жили Фатюшины в обычной квартире в центре города. Во дворе был маленький огородик, из домашней живности держали несколько кур и поросенка. В свободное время Саша с увлечением гонял в футбол и выступал за юношескую команду рязанского клуба «Алмаз».
Любовь к театру привил Александру Фатюшину его старший брат - Виталий, который одно время занимался в школьном драмкружке. Глядя на него, и младший брат подался в артисты - записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Однако в дальнейшем старший брат к театру охладел, а вот Александр, наоборот, после десятого класса заявил родственникам, что собирается поступать в театральный институт. Сестра его высеяла: «Какой из тебя артист с такой фамилией…» На что Александр ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!» Сестра, уверенная в своей правоте, согласилась, выбрав в качестве будущего приза редкую по тем временам вещь - магнитофон.
Летом 1968 года Александр Фатюшин приехал в Москву с твердым намерением покорить ее с первого же захода. Подал заявления во все театральные училища, однако… провалил экзамены во всех. Сестра могла торжествовать маленькую победу, однако впереди у Александра оставалось еще девять попыток. И вторая из них, через год, завершилась успехом - Фатюшин поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова.
Что касается личной жизни артиста, то долгое время он предпочитал оставаться холостяком. Известно, что в начале 80-х у него был длительный роман с некоей женщиной, ради которой Александр мог совершить поистине романтические поступки. Например, он мог перед спектаклем проводить ее на поезд. Потом отыгрывал спектакль, мчался на такси в аэропорт, садился в самолет и через несколько часов Фатюшин встречал свою возлюбленную на перроне вокзала. Но так получилось, что этот роман так и не завершился походом в загс, а случилось это позже. Федор Ибатович Раззаков
Еще об актере:
Дебют в кино
Спустя год после окончания ГИТИСа Александр Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А в 1974 году - в знаменитом, когда-то скандальном и культовом фильме Андрея Сергеевича Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик.
Благодаря роли Эдика на А. Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с актером Игорем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке. А Игорь Костолевский – молодого призывника-интеллигента.
Несмотря на то, что фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру - основную мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец, получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком, который внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки.
Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и серебряной медали имени Довженко.
Роль за кадром
С этого момента Александр Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «Гарантирую жизнь», а год спустя – инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха».
Была у Фатюшина и несколько необычная роль – за кадром. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Александрович Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла актриса Лия Меджидовна Ахеджакова). «Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», - вспоминал Александр.
Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза, после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал - раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.
Гурин
Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли - хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Валентиновича Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с актрисой Ириной Вадимовной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.
К сожалению немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин \"завязал\", говорит, что переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: \"Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!\". Но Госкино эту сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».
При создании своего персонажа Александр Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.
Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия «Оскар» Американской Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за лучший иностранный фильм на кинофестивале американских фильмов в Хьюстоне-81. А.Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее – всенародное признание и любовь миллионов зрителей.
Кино и театр 80-е годы
В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Александр активно снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как например Афанасий Крыков в телефильме «Россия молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания» и другие. Герои Александра Фатюшина воплощали в себе истинно русский характер, подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и мужественностью.
С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Фатюшину повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.
Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в спектаклях: «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях», и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».
Женитьба
Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда в начале 80-х у него был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.
Вместе с Фатюшиным в театре играла актриса Елена Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Она призналась, что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и Елена. Все произошло внезапно…
Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут…
«Вот так: случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала», - шутил впоследствии Александр. Может быть это и не быыло случайностью. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень счастливо, но скромно - у них не было даже автомобиля.
Но детей у Фатюшиных не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, - говорит Елена Васильевна. - Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И все врачи в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы прошли, мы уже сжились...»
90-е годы
В первой половине 90-х Александр Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень активно. Один за другим выходили картины с его участием: «Живая мишень», «Каир-2 Вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в отечественном кинематографе наступил кризис. Фатюшин долго не мог вписаться в новые условия.
Елена Васильевна рассказывает: «Когда начались перестроечные дела, он действительно растерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что... надо правильно продать или купить».
Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об уходе. Но долго без театра не смог, и вскоре вернулся.
Что же касается в кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием. Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Семеновича Матвеева «Любить по-русски-3», роли в мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола», лирической комедии «Новый год в ноябре».
Кончина
Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком – болел за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Дасаев.
Так уж случилось, что и умер Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. Когда врачи приехали, было уже поздно…
Александр Фатюшин снялся в фильмах:
Осень (1974)
Три дня в Москве (1975)
Весенний призыв (1976)
Гарантирую жизнь (1977)
Лекарство против страха (1978)
Москва слезам не верит (1979)
Прогулка, достойная мужчин (1979)
Ты помнишь? (1979)
Быстрее собственной тени (1980)
Дамы приглашают кавалеров (1980)
Ожидание (1980)
34-й скорый (1981)
Вот вернулся этот парень... (1981)
Они были актерами (1981)
Разбег (1982)
Россия молодая (1982)
Похищение (1984)
Счастливая, Женька! (1984)
Вот моя деревня... (1985)
Одиночное плавание (1985)
Парашютисты (1985)
Танцы на крыше (1985)
Дорогой Эдисон! (1986)
Потерпевшие претензий не имеют (1986)
Два берега (1987)
Стук в дверь (1989)
Торможение в небесах (1989)
"Каир-2" вызывает "Альфу" (1990)
Кодекс молчания (1990)
Живая мишень (1990)
Волкодав (1991)
Заряженные смертью (1991)
Кровь за кровь (1991)
По Таганке ходят танки (1991)
Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя