Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) (настоящая фамилия Корнблит) — российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическую деятельность начал с 1905 года. Один из реформаторов сцены, стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды — пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира кифарэд» Иннокентия Федоровича Анненского (1916), «Саломея» Оскара Уайльда (1917), «Федра» Жана Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Всеволода Витальевича Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу (1940).
Выбор жизненного пути пути
Александр Яковлевич Таиров родился 6 июля (24 июня по старому стилю) 1885 года, в городе Ромны, Роменского городского совета, Сумской области, в Украине, в семье учителя. Еще учась в киевской гимназии, Саша принимал участие в любительских спектаклях, в его репертуаре были роли Незнамова и Карандышева из пьес Александра Николаевича Островского. После гимназии поступил в киевский университет на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризе Михаила Матвеевича Бородая. Однако киевская сцена не слишком устраивала его, во время гастролей Веры Федоровны Комиссаржевской он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театр.
Начинающий артист и режиссер
В Петербурге Александр Таиров сразу окунулся в современный театральный процесс, став участником экспериментов Всеволода Эмильевича Мейерхольда в области «условного» театра. Он много играл, но холодный стиль нового направления вряд ли мог удовлетворить пылкого киевлянина. В 1907 году ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом своего первого учителя. Хотя, Таиров не принимал также и натуралистический стиль Художественного театра.
Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах: в «Новой драме» в Киеве, а также в труппе передвижного театра Павла Павловича Гайдебурова, где осуществил свою первую постановку — «Гамлет» Уильяма Шекспира (1917). Спектакль был тепло встречен публикой и прессой. С каждым сезоном Таиров все более отдалялся от актерской профессии, поскольку его властно притягивала режиссура.
В Свободном театре
Театральная карьера Александра Яковлевича Таирова складывалась непросто. В 1913 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и, разочаровавшись в театре, решил бросить его. Однако когда Константин Александрович Марджанов предложил ему работу в своем Свободном театре, Александр без колебаний согласился: сцена окончательно победила. Здесь вокруг него объединилась группа единомышленников, недовольных современным театром, здесь он встретил Алису Георгиевну Коонен, союз с которой определил очень многое в его жизни и творчестве.
В Свободном театре Александр Яковлевич поставил два спектакля — «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера — Э. Донани (1913) и «Желтую кофту» Джозефа Генри Бенримо и Д.-К. Хазлтона (1913), шедших с большим успехом. Однако Свободный театр оказался нежизнеспособным организмом и распался в конце сезона. В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр, которым он руководил более 35 лет.
Художественное кредо режиссера
Художественные взгляды Таирова формировались в атмосфере исканий первой половины 20 века. Конкуренция идей и концепций была ожесточенной, и многие видные деятели театра отвергали его путь.
Константин Сергеевич Станиславский считал, что в его искусстве «нового ничего нет», а только «рафинад и изощренность». Евгений Багратионович Вахтангов также осуждал искания Таирова: «у него есть чувство формы, правда, банальной и крикливой. Ему недоступен дух человека — глубоко трагическое и глубоко комическое ему недоступно». Мейерхольд называл его «дилетантом», а Камерный театр — «театром любительским».
Считалось, что основные «жизнетворящие» театральные центры тех лет находились в Художественном театре Станиславского и мейерхольдовском Гостиме. Однако художественный мир Таирова оказывался зажатым этими двумя художественными направлениями.
Таиров отвергал жизнеподобие натуралистического театра с его покорностью литературе и его противоположность, условный театр, находившийся в тисках живописности. Он называл свой театр неореалистическим, искусством эмоционально насыщенных форм. Александр Яковлевич исповедовал принципы синтетического театра как самодостаточного искусства. Такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера. Свои взгляды Таиров сформулировал в книге «Записки режиссера» (1921).
А. Я. Таиров сравнивал актера со скрипкой Страдивари. Он хотел воспитать нового актера, не дилетанта в искусстве, а наследника гистрионов и актеров комедии дель арте, в чьем творчестве соединились бы музыкальность, скульптурность и ритмичность. Именно за невнимание к актеру он отвергал современный ему драматический театр и именно поэтому уделял такое внимание балету, на спектаклях которого он только и мог получить «подлинное наслаждение». Идеальным актером, умеющим владеть всеми гранями своего мастерства, он считал Анну Павловну Павлову.
Лучшие спектакли режиссера-Таирова
Творческий союз Таирова с великой актрисой А. Г. Коонен был продолжительным и плодотворным. Лучшие спектакли Камерного театра — «Адриенна Лекуврер» (1919), «Федра» (1922), «Жирофле-Жирофля» (1922), «Любовь под вязами» (1926), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940) были освящены блестящей игрой его спутницы жизни и товарища по искусству.
Таиров объявил линию рампы неприкасаемой: переступать ее запрещено. Пространство сцены, отданное актеру, отстранялось от аудитории, композиция Александра Яковлевича существовала только здесь, на подмостках. Крайние жанры, которые культивировал Таиров — трагедия (по его терминологии «мистерия») или комедия («арлекинада») — гарантировали необходимую дистанцию отдаления от повседневности. Эта дистанция давала о себе знать во взаимоотношениях художника и власти.
Судьба театра и режиссера
Первые годы после 1917 года Камерный театр пользовался неизменной поддержкой Анатолия Васильевича Луначарского, не без его помощи он встал в один ряд с привилегированными академическими коллективами. Однако уже в конце 1920-х годов Иосиф Виссарионович Сталин назвал Камерный театр «буржуазным». Он плохо вписывался в советскую действительность и не соответствовал эстетическим вкусам вождя. Многие спектакли театра запрещались, но чаще работа останавливалась еще на уровне замыслов.
Были запрещены почти сразу после премьеры таировские спектакли: «Багровый остров» Михаила Афанасьевича Булгакова (1928), «Наталья Тарпова» Сергея Александровича Семенова (1929), «Богатыри» Александр Порфирьевич Бородин — Демьян Бедный (1936); доведены до генеральной репетиции и запрещены «Заговор равных» Михаила Юльевича Левидова (1927), «Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайльда (1948).
Искусство Александра Таирова особенно в конце 1940-х годов все более противоречило партийной политике в сфере искусства и не отвечало идеологическим задачам дня. Режиссер, впервые открывший русскому зрителю Юджина О'Нила, Бертольда Брехта, Гилберта Кита Честертона, Джона Бойнтона Пристли, противоречил всему пафосу культурной политики власти, его театр потерял всяческую поддержку и оказался в художественном кризисе.
В мае 1949 года по решению комитета по делам искусства Камерный театр был закрыт. Таиров остался без дела своей жизни. Его приютил тогда Рубен Николаевич Симонов. Он был «направлен на работу» в Театр имени Евгения Вахтангова, но не смог ужиться в этом коллективе, чуждом его пониманию искусства. Дошло до того, что он был готов работать даже на любительской сцене, но и этого ему не дали. Невозможность творить окончательно сломила его. По словам видевших его в последние месяцы, он являл собой вид человека безумного.
Актёрские работы в театре
Режиссёрские работы
В камерном театре
Общественная деятельность
Звания и награды
Александр Яковлевич Таиров скончался 25 сентября 1950 года, в Москве, от кровоизлияния в мозг в московской психиатрической больнице имени Зиновия Петровича Соловьева. После расформирования театра он прожил чуть более года. Похоронен на Новодевичьем кладбище на 2 участке, в 14 ряду.