Алексей Денисович Дикий (12 (24) февраля 1889, Екатеринослав, — 1 октября 1955, Москва) — советский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950) — в том числе дважды за исполнение роли Сталина в кино.
Алексей Дикий родился в Екатеринославе (ныне — Днепропетровск, Украина). С раннего детства увлекался театром, что было семейной традицией: сестра Алексея Денисовича — украинская актриса Дикова М. Д.; её мужем был актёр и режиссёр А. Л. Суходольский. Первые театральные впечатления Дикого — искусство замечательных украинских актёров Кропивницкого, Саксаганского, Карпенко-Карого, Заньковецкой. Мальчиком, в 6 лет, он начал участвовать в спектаклях харьковской труппы Суходольского. Дарование молодого актёра открыл И. Уралов и пригласил его в студию при МХАТе.
Москва
В 1909 году 20-летний Алексей переехал в Москву и поступил в частную театральную школу артистки МХТ С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.
В 1910 году Алексей Дикий был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в «Живом трупе» Л. Толстого. Учителями Алексея Дикого стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
С 1913 года, по окончании драматических курсов при Художественном театре, Дикий начал выступать на сцене 1-й Студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Первая роль — Алёшка («На дне» М. Горького), затем Миша («Провинциалка» Тургенева), Баренд («Гибель „Надежды“» Хейерманса, 1913).
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность. Военные годы он считал «безнадёжно потерянными».
В 1917 году играл роли Епиходова и Львова в спектаклях по пьесам Чехова «Вишнёвый сад» и «Иванов».
В Советской России
С января 1918 года возобновилась работа в МХТ и в 1-й Студии. Спустя год Дикий выступил в роли режиссёра в постановке Вахтангова «Потоп» Г. Бергера (Вахтанговская студия), позже сыграл роль Фрезера. В 1919 году сыграл Джона Пирибингля («Сверчок на печи» Диккенса), в 1924 году — Молчанова («Расточитель» Лескова).
Дикий был мастером острохарактерных, озорных и задиристых портретов. В 1921 году поставил свой первый спектакль «Зелёный попугай» А. Шницлера в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина. Спектакль получил похвалу в прессе за колоритность, темпераментность и современность — эти черты становятся характерными для Дикого-режиссёра. В 1923 году — режиссёр постановки «Герой» Дж. Синга в 1-й Студии МХТ. Продолжая играть в 1-й Студии МХАТ (герцог Иоанн в спектакле «Эрик ХIV»), ставил спектакли в Московском Детском театре («Пиноккио» по К. Коллоди, «Находка» Е. Тараховской), в театре «Комедия (бывший Корш)» («Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу; «Тень осла» Л. Фульда), в Драматическом театре ленинградского Народного дома, работал с ленинградскими художниками-авангардистами: с художником Н. Радловым поставил «Землетрясение» П. Романова, с художником А. Лентуловым оперу «Степан Разин» (1925) П. Триодина.
Также в 1925 году поставил во МХАТе 2-м спектакль «Блоха» Е. Замятина (по Н. С. Лескову (играл роль Платова), худ. Б. Кустодиев) — это одна из наиболее значительных режиссёрских работ.
B 1922—1926 годах Алексей Дикий работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше», поставленный по мотивам романа писателя Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты. Дикого пригласили в Тель-Авив в театр Габима (Habima Theatre) для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона в вольной обработке Ицхака Ламадана «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин Алексей Дикий покидает театр.
К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.
Алексей Денисович жил здесь в 1949—1955 (Москва, Большая Бронная ул, 31)
В 1928 Дикий поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции.
В 1928—1929 годах Дикий работал в Тель-Авивe и Яффе, где осуществил две театральных постановки.
В 1931 году Алексей Дикий создал Театрально-литературную мастерскую (в августе 1935 года переименованную в «Театр-студию под руководством А. Д. Дикого»), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову. Победой молодого театра и заслугой А. Дикого назвала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 г. Высокую оценку в тот же день дала и «Вечерняя Москва»: «А. Д. Дикий одержал бесспорную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, добротная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле молодые актёры. <...> В «Леди Макбет…» Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова».
В 1932—1936 годах руководил московским Театром им. ВЦСПС (спектакли «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа, «Вздор» К. Я. Финна, «Глубокая провинция» М. Светлова).
В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
В БДТ
26 марта 1936 года Алексей Дикий был назначен главным режиссёром Большого драматического театра им. Горького. Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей: «Матросы из Каттаро» Фридриха Вольфа (1936), «Большой день» В. Киршона, «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина, 1937); событием в истории театра стала постановка «Мещан» А. М. Горького. Приуроченный к годовщине смерти Горького и показанный в июне 1937 года спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. Премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом состоялась 23 августа того же года.
17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром русского драматического театра.
Вновь в Москве
Алексей Дикий в роли Горлова
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. После освобождения из заключения, с осени 1941 года, Алексей Дикий работал в московском Театре им. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске; здесь он поставил спектакли «Олеко Дундич» по пьесе A. Ржешевского и М. Каца и «Русские люди» К. Симонова. В спектакле «Фронт» по пьесе А. Корнейчука (1942) Дикий сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей. «Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, — писал Рубен Симонов, — является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“».
Вместе с театром Дикий вернулся в Москву; в сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. В 1944 году он стал членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.
Среди режиссёрских работ Дикого 40—50-х годов — «Мещане» А. М. Горького (1946), «Калиновая роща» Корнейчука (1950) — в Малом театре; «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953) в Московском драматическом театре им. Пушкина.
C 1943 года Алексей Дикий снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». Исполнение Диким роли Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу, хотя сам Дикий говорил: «Я играю не человека, а гранитный памятник».
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Семья
Сестра Дикого — M. Д. Дикова — известная украинская актриса, её муж — актёр, режиссёр и театральный деятель А. Л. Суходольский, руководил труппой в Харькове.
Премии и награды
1949 — Народный артист СССР
1946 — Сталинская премия первой степени за исполнение главной роли в фильме «Кутузов»
1947 — Венецианский кинофестиваль (в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов»)
1947 — Сталинская премия первой степени за исполнение главной роли в фильме «Адмирал Нахимов»
А. Дикий в фильме «Сталинградская битва»
1949 — МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва»)
1949 — МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва»)
1949 — Сталинская премия первой степени за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова (с Е. И. Страдомской)
1949 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»
1950 — Сталинская премия первой степени за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»)
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени, медали.
Театральные работы
Постановки
Московский еврейский театр
«Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник».
«Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
МХАТ 2-й
1925 — «Блоха» Лескова
Большой театр
1925 — «Степан Разин», опера П. Триодина
1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. Прокофьева
1928 — «Красный мак», балет Р. Глиэра
Театр Революции
1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
1930 — «Первая конная» В. В. Вишневского
Студия Дикого
1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова
Театр им. ВЦСПС
1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
«Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
1933 — «Вздор» К. Я. Финна
1935 — «Глубокая провинция» М. Светлова
Малый театр
1936 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина
1946 — «Мещане» А. М. Горького
1948 — «Московский характер» А. Софронова
1950 — «Калиновая роща» А. Корнейчука
1950 — «Люди доброй воли» Г. Мдивани
1951 — «Настя Колосова» В. Овечкина
Ленинградский БДТ
1936 — «Матросы из Каттаро» Фридриха Вольфа
1937 — «Большой день» В. Киршона,
1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина
1937 — «Мещане» А. М. Горького
Театр им. Вахтангова
1941 — «Олеко Дундич» A. Ржешевского и М. Каца
1941 — «Русские люди» К. Симонова.
Роли в театре
Художественный театр
1910 — «Живой труп» Л. Толстого — Судебный пристав
Первая студия МХТ, МХАТ 2-й
1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
1912 — «Провинциалка» И. Тургенева — Миша
1913 — «Гибель Надежды» Хейерманса — Баренд
1917 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Епиходов
1917 — «Иванов» А. Чехова — Львов.
1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
1924 — «Расточитель» Н. Лескова — Молчанов
«Эрик ХIV» — герцог Иоанн
Театр им. Вахтангова
1942 — «Фронт» А. Корнейчука — генерал Горлов
«Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
Малый театр
1948 — «Доходное место» А. Островского — Досужев
1948 — «Южный узел» А. Первенцева — Сталин
1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
1949 — «Заговор обреченных» Н. Вирты — Коста Вара
1951 — «Живой труп» Л. Толстого — Артемьев
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина
Фильмография
1919 — Чем ты был? — Иван Сотый
1921 — Андрей гудок — Андрей гудок
1936 — Восстание рыбаков — Кеденек
1943 — Кутузов — Кутузов
1946 — Адмирал Нахимов — Нахимов
1947 — Пирогов — Нахимов
1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
1948 — Третий удар («Южный узел» н/ред.) — Сталин
1948 — Повесть о настоящем человеке — Василий Васильевич
1949 — Сталинградская битва — Сталин