Алена Бабенко родилась 31 марта в 1972 году в Сибири, в городе Кемерово. Знак зодиака - овен. Ее отец по образованию инженер, мать – преподаватель фортепьяно. В детстве Алена ходила в музыкальную школу. А кроме того, она пробовала свой актерский талант всюду, где только можно: в кружках и студиях. Она занималась в хоре, вокально-инструментальном ансамбле, участвовала в праздниках, выступлениях и была влюблена в Эдит Пиаф. А еще, как многие дети семидесятых годов, Алена мечтала стать балериной.
После школы, в 1988 году, Алена поступила в Томский Государственный Университет на факультет прикладной математики и кибернетики. Алена вспоминает: «Поначалу математика казалась мне сухой, но в какой-то момент все структурировалось, и я увидела ее связь со всем, что происходит вокруг. Помню, так увлеклась, что шла по улице, смотрела на птиц, а представляла себе интегральное уравнение и подумала: «Все. Приехали. Кажется, я схожу с ума».
В кино я все время рискую
Бабенко Алёна Олеговна
Но техническое образование не заглушило в ней тяги к лицедейству. На первом курсе Бабенко попала по объявлению в «Студенческий театр миниатюр». Самодеятельность настолько ее увлекла, что на все остальное практически не осталось времени. Тогда же, после первого курса, она пыталась поступить в школу-студию МХАТ к Олегу Павловичу Табакову, где учились Владимир Львович Машков и Евгений Витальевич Миронов, но это ей не удалось.
Проучившись до пятого курса в Томском университете, Алена случайно познакомилась с интеллигентным москвичом, известным телережиссером Виталием Бабенко. Он и открыл Алене совершенно новый, необыкновенный мир. Алена вышла за него замуж и, бросив институт, переехала к нему в Москву. А вскоре в семье появился малыш Никита…
Алена считает, что большинство важных поворотов в жизни у нее происходили случайно. Она никогда не стремилась в Москву только для того, чтобы вырваться из маленького города. «Москва у меня ассоциируется с папиными бесконечными командировками и с привозом оттуда большого количества вкусных конфет, начиная с шоколадных, заканчивая «Мечтой» - круглыми шайбочками в розовой оберточке, которые мгновенно съедались», - признается актриса.
Переехав в столицу, Алена некоторое время была домохозяйкой. Вела хозяйство, воспитывала сына, пока муж и друг семьи известный актер Анатолий Ромашин не посоветовали ей попробовать поступить во ВГИК. Экзамены будущая звезда сдала на «отлично» и волею случая оказалась на курсе, которым руководил все тот же Ромашин.
Есть логика развития характера, есть модель человека, которого ты играешь, есть линия поведения, есть актерские огрехи, есть задача, которую тебе ставит режиссер, как это делает научный руководитель, или ты сама себе ее ставишь…
Бабенко Алёна Олеговна
ВГИК Алена Бабенко окончила в 2000 году.
Не успев окончить ВГИК, Алена Бабенко уже дебютировала на экране. В сериале «Каменская» актриса снялась в нескольких эпизодах. Затем были небольшие роли в сериалах «Мамука» и «Остров без любви», мелодраме «Серебряная свадьба», других картинах.
Известность актрисе принесла главная роль в фильме «Водитель для Веры». На съемки ее пригласили ассистенты режиссера Павла Григорьевича Чухрая. Алена пришла на пробы без косметики. Ее утвердили, хотя сказали, что выглядит она по-мальчишески, и в образ надо внести изменения. Ей досталась непростая роль: она играла горбатую и хромую девушку со сложным внутренним миром. Алену никто специально не учил походке. Она присматривалась к людям на улице. Незадолго до съемок увидела девушку с той же походкой, которая потом была перенесена на экран. Сама актриса признается, что Веры в ней «процентов тридцать».
На фестивале «Кинотавр» картина «Водитель для Веры» произвела фурор. Говорили о новой восходящей звезде нашего кинематографа. Сама же Алена в это время снималась уже в другой картине - в «Лебедином рае» кинорежиссера Александра Наумовича Митты, и поэтому волна восторженных пресс-конференций прошла стороной…
Роли Алены Бабенко
А. Бабенко никогда не останавливалась на достигнутом, играя самые разнообразные роли: школьная учительница Галя в «Лебедином рае», секретарша товарища Полыхаева Серна Михайловна в «Золотом теленке», переводчица Нина в картине «На Верхней Масловке». Очень оригинальной оказалась ее работа в комедии Веры Сторожевой. «Люби меня». Алена сыграла главную женскую роль - стервозную начальницу дизайнерского отдела по имени Кира. Актриса с теплотой вспоминает о той работе, отмечая слаженные и комфортные взаимоотношения с режиссером и с замечательными партнерами: Павлом Деревянко и Михаилом Олеговичем Ефремовым.
Не оставила зрителей равнодушными и работа Алены Олеговны в фильме Дениса Нейманда «Жесть» (2006). Актриса сыграла роль корреспондента желтой прессы Марины, которая охотится за скандальными фактами. Но однажды ее разоблачительная статья стала причиной гибели человека, и Марина впадает в депрессию… Для этой роли Алене пришлось совершать сложные трюки, тяжелые для неподготовленного человека: прыгать в грязную, политую бензином лужу, выскакивать из горящего дома, бегать от мотоцикла. Многим вещам нужно было учиться на ходу, но Алена справилась.
Зато фильм «Инди» (2006) по настроению совершенно отличался от «Жести». После погонь и перестрелок Алене довелось вживаться в образ страстно любящей женщины. Ее Арина, жена очень состоятельно бизнесмена и мать трехлетнего сынишки, неожиданно находит новую любовь в лице питерского архитектора, у которого, кстати, тоже семья. Теперь на карту поставлено все…
Довелось Алене Бабенко поработать и с самим Эльдаром Александровичем Рязановым. Метр отечественного кино доверил актрисе одну из главных женских ролей в своей картине «Андерсен. Жизнь без любви». Алена Бабенко сыграла дочь адмирала Генриетту Вульф. Примечательно, что у ее героини был физический недостаток – горб. В связи с этим, после выхода фильма актрису нередко спрашивали, почему ее, такую красивую, молодую, нередко уродуют в кадре, изображают с горбом? На это Алена отвечает: «Ну и что! Пусть уродуют. Во-первых, я люблю рисковать и экспериментировать. А во-вторых, выбираю то, что мне действительно интересно, не заботясь о том, как я выгляжу на экране с эстетической точки зрения. Ведь именно такие персонажи увлекательно играть, где можно исследовать характер человека».
Личная жизнь Алены Бабенко
С бывшим мужем Виталием Бабенко Алена рассталась. Сегодня она в свободное время путешествует по странам Европы с сыном Никитой. В одном из студенческих спектаклей он вместе с матерью появлялся на сцене, сыграв в эпизоде. Но мальчик пока не собирается становиться актером. Алена на этом не настаивает. У нее работа всегда отнимала много времени и сил.
Алена не сидит на диетах и не занимается фитнесом. Она шутит: чтобы хорошо выглядеть, не надо ничего для этого не делать. Еще Алена не посещает светские мероприятия. С журналистами держится просто и без пафоса. Ее мечта – «облететь Землю в прозрачном шаре, управляемом словом».
Алена Бабенка в прессе
"Российская газета" - Неделя №3821 от 15 июля 2005 г., Татьяна Хорошилова:
Алену Бабенко я впервые увидела на церемонии вручения премии "Золотой орел", где она была признана лучшей актрисой за роль в фильме Павла Чухрая "Водитель для Веры".
Она закончила ВГИК, но оказывается, что до этого училась... в Томском государственном университете на факультете прикладной математики и кибернетики. Проучившись там примерно четыре с половиной года, узнала я, вышла замуж и уехала в Москву. Где с успехом сломала стереотип, что успех к актрисе приходит до 30 лет.
...Глянцевые плакаты с изображением Алены в роли Веры были развешены по всей Москве, вызывая в воображении образ светской избалованной особы. Больше с Аленой я не сталкивалась, актриса интервью не давала, на светские мероприятия не ходила. Ее личная жизнь была покрыта тайной, хотя газеты с удовольствием раздували ее роман с Евгением Мироновым, который якобы внес раздор в семью Бабенко.
Алена не сходила со страниц светских хроник, тем временем ее личная жизнь существовала в другом измерении: она много работала. Ее пригласил, говорили, Эльдар Рязанов сняться в фильме про Андресена в качестве музы, у режиссера Веры Сторожевой она прошла кастинг на главную роль в комедии "Люби меня".
Фильм "Люби меня"
...Мы встретились с Аленой Бабенко в студии на озвучании последних кадров этой ленты, снятой кинокомпанией СВ-АУРУМ, по заказу НТВ в жанре музыкальной лирической комедии. Во время нашей беседы Алена опускала глаза и даже смущалась - она разительно отличалась от глянцевого изображения с постера.
В новой комедии Алена сыграла главную женскую роль - эдакую стервозную начальницу дизайнерского отдела по имени Кира, в котором работает некий художник Шурик. По сценарию, бедный Шурик - единственный мужчина в женском коллективе, ей понравился. Поэтому она и поставила ему самую ответственную, интересную и творческую, с ее точки зрения, задачу. Но разработать нужный эскиз сразу Шурик не смог. Кира объявила ему о неполном служебном соответствии и поставила жесткий срок - до Нового года. Иначе - увольнение. Это означало, что его кредиторша приобретала над ним неограниченную власть. И тогда Шурик решился на отчаянный поступок. Переодевшись девушкой, он явился в дом Киры на кастинг домработниц. И... прошел его.
Чтобы изучить мир и пристрастия Киры, чтобы не потерять работу и свободу, Шурик станет ее домработницей и ближайшей подругой - Марой. И узнает, что у Киры есть своя большая проблема - Антон Борисович - руководитель холдинга. Антон Кире противен, но она понимает - если откажет ему в посягательствах, то вылетит с работы.
- Он такой необыкновенный, - говорит о начальнике Кира. - Все время волнуется, а сегодня взял меня и поцеловал, как я и мечтала - прямо при всех.
- Побольше нежности в голосе... - настаивает режиссер на съемочной площадке.
Алена прибавила "сахара"...
- Стоп! Нормально...
Несмотря на усталость, Алена согласилась на интервью.
Российская газета: Зрители вас узнают в жизни, при случайных встречах?
Алена Бабенко (далее - АБ): Иногда, как ни странно, случается. Меня это всегда удивляет.
РГ: Вы сыграли роль стервозной начальницы. Ваша героиня - опять непростая. Ваше ощущение от новой роли?
АБ: Роль необычная, потому что необычный жанр фильма - комедия. Прекрасные впечатления от работы с Верой Сторожевой. У меня замечательные партнеры. Первый раз в жизни я работаю с женщиной-режиссером. Съемки шли слаженно, мы понимали друг друга.
РГ: Понравилось ли вам работать с актером Павлом Деревянко, который сыграл главную "мужскую" роль в комедии "Люби меня".
АБ: Да, у нас были дружеские, открытые отношения.
РГ: А ему не очень пришлись по душе ощущения, оттого что он играл женщину?
АБ: Представляю, как ему все это было мучительно. Это не так легко. Для мужчины - это подвиг одеться в женское платье и ходить на каблуках. Но мы очень поладили, сдружились, нам было комфортно друг с другом.
РГ: Чем отличается женщина-режиссер от мужчины-режиссера?
АБ: У меня нет богатого опыта в общении с режиссерами, но от Веры Сторожевой заражаешься: не хочется быть жесткой, хочется быть мягкой и плавной. И мне кажется, что ее мягкость, магия от нее у меня даже есть в моей роли - ее человеческая сущность мне передалась. И героиня у меня какая-то мягкая и плавная.
РГ: Ваше творческое открытие, успех - это женская роль в фильме Павла Чухрая "Водитель для Веры"?
АБ: Я стала публична и популярна в этом смысле. Но у Сторожевой другая "роль".
РГ: В комедии трудно играть?
АБ: Да. В два раза. У меня нет театрального опыта. Я играю на ощупь. В комедии нужно быть серьезнее, требовательнее.
РГ: Леонид Иович Гайдай был на съемочной площадке неразговорчивым и даже мрачным...
АБ: Если на съемках смешно, то получается не смешно в фильме. Когда все серьезно, и возникают смешные ситуации.
Алена Бабенко в фильме "Водитель для Веры"
РГ: Как вас выбирали на роль Веры?
АБ: Поскольку я до этой роли уже снималась в других картинах, меня ассистенты по актерам знали и пригласили на пробы. Я никак не могла сосредоточиться... Единственное, я поняла, что героиня хромая.
РГ: А как "сделали" хромоту вашей героини?
АБ: Я больше руководствовалась фантазией, чем ходила и наблюдала. Я представила себе, как должна ходить Вера. А потом, кстати, уже на съемках в Севастополе случайно увидела на улице девушку, которая ходила примерно так, как делала это я перед камерой.
РГ: Где вы ищете "краски" на роль?
АБ: В себе, фантазирую...
РГ: А сколько Веры в вас?
АБ: Процентов тридцать...
РГ: Вы не устали от публичности, от журналистов, которые рвутся взять у вас интервью?
АБ: Я прожила эту волну вне Москвы. Когда была премьера фильма "Водитель для Веры", я была на съемках фильма Митты в Подмосковье. Куда даже мы не брали телефоны. Это фильм "Лебединый рай" - премьера этой осенью. Поэтому весь этот взрыв интереса и поздравлений прошел мимо меня. Публичности я не чувствую, так как много работаю.
РГ: За это время вас с Женей Мироновым "поженили" в прессе. Пауза.
АБ: Я не обращаю внимания. СМИ независимы и сами по себе. Мы им не нужны. Это такая тенденция в прессе - развлекать людей.
РГ: Вам было неприятно?
АБ: Это всегда неприятно. Любые сплетни.
РГ: Оксане Фандере понравилось, когда в прессе ее развели с Филиппом Янковским.
АБ: До меня доходят слухи. Мне пересказывают сплетни, но не покупаю подобные газеты.
РГ: Какие газеты читаете?
АБ: "Культуру".
РГ: На озвучании "Люби меня" вы все время повторяли фразу, что вы капризны. Какой у вас характер?
АБ: Чудовищный.
РГ: А Сторожева вами довольна!
АБ: Я люблю совместный поиск команды. Но если у меня есть сомнения, я должна их развеять и выяснить.
РГ: С Чухраем споры были?
АБ: Нет.
РГ: Алена, а вы из какой семьи? Откуда?
АБ: Я из Сибири. Из Кемерово. Моя мама - педагог по классу фортепьяно. Папа - инженер. Я почти окончила Томский университет, факультет прикладной математики и кибернетики.
РГ: Почему вы пошли на актерский?
АБ: С детства я мечтала быть балериной. Окончила музыкальную школу, пела, где только возможно. Была влюблена в Эдит Пиаф. После того как к нам в Дом культуры привезли фильм "Эдит и Марсель", для меня не существовало другой певицы. У меня до сих пор кассета сохранилась с ее песнями. Родителей не обрадовала моя идея стать актрисой. Они считали, что это несерьезно. Но в душе, наверное, всегда жила тайная мечта стать актрисой. Еще в университете, после первого курса, я пыталась поступить на курс к Табакову, где учились Машков, Миронов, но это не удалось. Однажды я познакомилась с женой Анатолия Владимировича Ромашина Юлией. И как-то она сказала: "Почему бы Алене не пойти учиться? Вот мой муж преподает во ВГИКе, у него в этом году новый набор". И я рванула, поняв, что это последний шанс в моей жизни... В институте меня оставили в качестве вольной слушательницы.
АБ: Я окончила ВГИК, мастерскую Анатолия Владимировича Ромашина. Потом он набрал новый курс и трагически погиб.
РГ: С кем из партнеров было комфортно?
АБ: С каждым из партнеров, с кем я снималась. Каждый чему-то меня учил. Кошка, гуляющая сама по себе
РГ: Сколько вашему сыну лет?
АБ: Ему 13 лет. Зовут Никита. Он хочет заниматься компьютером.
РГ: Как проводите свободное время?
АБ: Стараюсь отдохнуть или побыть с ребенком. Сейчас сын в лагере, в Крыму, у нас не совпадает с ним время отдыха.
РГ: Где любите путешествовать?
АБ: По маленьким городкам на машине. Сама за рулем года три.
РГ: Чего вы не можете простить?
АБ: Я считаю, что человек должен простить все. Я не понимаю, когда говорят: "Я не прощаю предательство". Может, у этого человека были какие-то причины. Прежде чем называть этот поступок предательством, надо понять. Мне близка фраза Михаила Афанасьевича Булгакова из "Мастера и Маргариты", когда Понтий Пилат разговаривал с Иешуа. Понтий спрашивает: "И палач - добрый? - И палач - добрый. Просто люди запутались и, кажется, надолго".
РГ: Почему не даете интервью?
АБ: Не люблю "распыляться" во время съемок. Поскольку между съемками перерывы в два дня, на общение с журналистами нет времени.
РГ: Недавно вы участвовали в благотворительном вечере в "Современнике" - собирали средства на аппаратуру детям, больным лейкозом. Почему приняли участие?
АБ: Серьезная тема вечера и напрямую связана с сериалом "Подари мне жизнь" - о детях, которые болеют лейкозом. Вечер долго шел. В зале был мой сын и он мужественно просидел все три часа.
РГ: Вы модная востребованная актриса. Что означает для вас быть стильной?
АБ: Не знаю, все это придумывают про меня. Это, как правило, не имеет ко мне отношения.
РГ: Но у вас сногсшибательная популярность...
АБ: Я об этом не знаю.
РГ: Как вы поддерживаете физическую форму? Фитнесом занимаетесь?
АБ: Нет. Я натурал. Люблю кушать вкусно, купаться в море.
РГ: Мясо едите?
АБ: Все ем, что просит организм.
РГ: Есть любимые актеры?
АБ: Всех люблю. Актерская профессия сложная. И к актеру надо относиться бережно.
РГ: Среди иностранных артистов есть кумиры?
АБ: Николас Кейдж, Аль Пачино, Дастин Хофман. Они владеют школой. И разница между нашими актерами и западными видна. Я смотрела как-то без звука иностранное кино и наше. В нашем ничего не понятно, а в иностранном - все. Иностранный фильм можно смотреть без перевода.
РГ: Питер Гринуэй во время своего недавнего визита в Россию сказал, что русские актеры в своем развитии отстают лет на 30!
АБ: Я согласна. У нас есть отличные актеры. Но мы отстали в кинопроизводстве вообще. Это такой период. Бессмысленно сейчас нас сравнивать, но этот период пройдет.
РГ: Как вы относитесь к фильмам не менее модной Ренаты Литвиновой?
АБ: Это другая эстетика, но она мне очень нравится. Мне нравится, как она читает сценарии. Неординарная личность, и я бы хотела с ней познакомиться.
РГ: Вы часто ездите на родину в Сибирь?
АБ: Нет. Не была там три года.
РГ: У вас есть приверженность в одежде?
АБ: Люблю свободные вещи, в которых легко двигаться.
РГ: О чем жалеете?
АБ: Как поет Пиаф: "Нет, ни о чем не жалею".
РГ: Вы романтик или прагматик?
АБ: Я романтик скорее всего.
РГ: Поскольку ваша мама музыкант, в вашей жизни, наверное, много музыки?
АБ: Я слушаю классику в машине. Во всяком случае, когда ведешь автомобиль, музыка играет важное значение. Музыка должна соответствовать настроению. Мне удается мало ее слушать, но если она оказывается под рукой, я могу слушать часами.
РГ: Юрий Абрамович Башмет за рулем слушает "Читу-Бриту"...
АБ: Я танцую под музыку. Недавно я ездила по горной дороге под "Вальс" Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
РГ: Где горная дорога пролегала?
АБ: В Италии. Там очень хорошие дороги, к тому же пустые.
РГ: Вы мечтаете еще о детях?
АБ: Да. Хочу еще двоих.
РГ: У вас есть загородный дом?
АБ: Нет, и будет не скоро.
РГ: Цветы любите?
АБ: Люблю, но когда они растут, а завернутые в бумагу букеты нет. Это красиво очень, но мне почему-то жалко.
РГ: Вы производите впечатление роскошной женщины, которая может даже одна поехать в дорогой клуб...
АБ: Никогда!
РГ: У вас есть дома животные?
АБ: Кошка.
РГ: Как ее зовут?
АБ: Симона. Мы ее подобрали на лестничной площадке. Она была котенком лет пять назад, породистая серенькая с беленьким галстучком. Добрая, покладистая, на руках сидит, за что я очень люблю. Прежде у меня был кот с характером и у нас были невыносимые взаимоотношения. Конфликтные, я бы сказала. Он раскладывался у меня на пути в коридоре. Мы с ним не дружили. Его нельзя было погладить.
РГ: Вы - тоже кошка, гуляющая сама по себе?
АБ: По сути, скорей всего, да!
РГ: Завтра вы уезжаете на новые съемки? Куда?
АБ: Еду сниматься в психологическом триллере. Фильм будет называться "Жесть".