Анатолий Семёнович Иванов (5 августа 1949 года в селе Семёно-Александровка, Бобровского района, Воронежской области) — российский политик, деятель профсоюзного движения, депутат Государственной думы РФ трёх созывов (1999—2011 год).
Родился 5 августа 1949 года в селе Семёно-Александровка, Бобровского района, Воронежской области.
Образование
Карьера
Общественная деятельность
В 1985 году А. С. Иванов избран председателем цехового комитета профсоюза в нефтегазодобывающем управлении «Заполярнефть» в Тюменской области, а затем заместителем председателя профкома управления «Заполярэнергонефть» (пос. Вынгапуровский). В 1987 дважды увольнялся администрацией с работы за общественную деятельность, однако по требованию коллектива и по решению суда был восстановлен.
С 1989 по 1999 год — до избрания депутатом Государственной думы, возглавляя c ноября 1990 года в должности председателя независимый профсоюз «Единство» на ВАЗе официально числился электромехаником по обслуживанию станков ЧПУ механосборочного производства МСП ВАЗа.
В 1990 году был одним из организаторов Союза рабочих ВАЗа, после создания которого был избран его секретарем. В качестве представителя этого союза участвовал в работе I Всесоюзного съезда рабочих и профсоюзных движений в г. Новокузнецк, состоявшегося 30 апреля 1990 года.
Один из основателей независимого профсоюза «Единство» на АвтоВАЗе, в котором с момента создания (3 ноября 1990 года) и до избрания депутатом являлся не освобожденным от основной работы председателем профсоюзного комитета.
Профсоюз «Единство» АО «АвтоВАЗ» своей активной деятельностью по защите интересов работников завоевал уважение у работников завода, а также получил известность и уважение в российском и международном профсоюзном движении. В частности, профсоюз существенно повлиял на введение в 1992 году 100-процентной индексации заработной платы в зависимости от роста цен, в результате чего работники завода безболезненно пережили инфляционные процессы. Профсоюзный комитет «Единство» был организатором нескольких забастовок в периоды задержек выплаты заработной платы. В частности, в 1994 году и в 1996 «Единством» остановливался главный конвейер ВАЗа результатом которых стала своевременная выплата заработной платы. Кроме того, профком провел много митингов, пикетов и судебных процессов в связи с нарушениями прав работников.
В качестве юриста профсоюза подготовил комментарии по всем наиболее часто применяемым статьям трудового законодательства, которыми пользовались как профсоюзные работники, так и все работники завода. Неоднократно участвовал в судебных процессах в защиту интересов работников и профсоюза.
В связи с активной профсоюзной деятельностью в августе 1996 года (накануне двухнедельной остановки главного конвейра АвтоВАЗА) на него было совершено покушение, в результате которого он получил два огнестрельных ранения. Следствием было признано, что покушение было связано с его профсоюзной деятельностью. Акции же профсоюза не прекратились, чем ещё больше Иванов А. С. заслужил уважение тольяттинцев.
В феврале 1998 года был избран вице-президентом «Всероссийской Конфедерации Труда» (общероссийское объединение профессиональных), в апреле 2000 года переизбран на второй срок.
Летом 1998 года вместе с шахтерами участвовал в акции на Горбатом мосту в Москве с требованием об отставке Президента РФ Б. Ельцина.
Автор нескольких публикаций по проблеме реформирования трудовых отношений.
С сентября 2010 по январь 2012 года президент Союза профсоюзов России (СПР).
Политическая деятельность
В 1975 году был исключён из членов КПСС (как сегодня сам утверждает, по политическим мотивам).
19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по Тольяттинскому избирательному округу № 155 (Самарская область). Входил в депутатскую группу «Народный депутат», которая создала «Народную партию РФ», являлся членом Комитета ГД по труду и социальной политике, заместителем председателя Комиссии по проблемам разрешения трудовых споров и конфликтов на предприятиях. Один из авторов четвёртого варианта проекта Трудового кодекса РФ. Возглавлял в Государственной Думе РФ секцию по проблемам развития автомобильной промышленности России. Секцией подготовлен и осуществлен ряд шагов по законодательной защите отечественного автомобилестроения.
В 2003 году на Выборах в Государственную думу, был включён в партийный список кандидатом в депутаты государственной думы четвёртого созыва, членом от Народной партии Российской Федерации (НПРФ). Но партия не преодолела избирательный барьер, избравшись депутатом по Тольяттинскому избирательному округу № 155 и продолжил работу в думе в Комитете ГД по труду и социальной политике.
В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы пятого созыва по партийному списку «Единой России» от Самарской области. Член Комитета ГД по труду и социальной политике.
За время работы в Государственной Думе внес самостоятельно более 50 и в соавторстве более 125 законопроектов и более 1000 поправок к рассматривавшимся законопроектам, направленным на обеспечение трудовых прав наемных работников, улучшение положения пенсионеров, увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и детских пособий, обеспечения государственных гарантий работникам Крайнего Севера.
В 2011 году на внутрипартийном голосовании местного отделения Единой России не был включён в партийный список кандидатом в депутаты Государственной думы шестого созыва. Являясь членом Единой России, на выборах со страниц внутрипартийной газеты Правого дела высказывал свою поддержку партии «Правое дело» в период председательства Михаила Прохорова.
В 2012 году на выборах мэра Тольятти выдвинул свою кандидатуру независимым кандидатом на пост мэра города, но избирком забраковал подписные листы и отказал Анатолию Иванову в регистрации. На выборах мэра поддерживал кандидата Сергея Андреева.
Награды
Семья
Женат, имеет сына и дочь.