На фото Анри  Сен-Симон

Анри Сен-Симон

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Каждая общественная система, согласно Сен-Симону, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Таким образом, в социологической системе он делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления.

Основными ступенями прогресса Анри считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 века, согласно Сен-Симону, наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками.

Поддержание порядка есть основное условие, при котором общество может посвятить себя какой-либо деятельности, но его нельзя считать целью общества.

Сен-Симон Анри

Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного им утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Сен-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма.

Основными чертами «промышленной системы» Сен-Симон считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Он не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» Анри буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства.

Однако социолист стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» Сен-Симон «... прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья».

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 века непосредственное воздействие идей утописта испытали декабрист Михаил Сергеевич Лунин, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и другие.

Простой здравый смысл руководит лучше, чем ложные научные построения.

Сен-Симон Анри

Учениками Клода Анри де Рувруа Сен-Симон были: Бартелеми Проспер Анфантен, Сент-Аман Базар, О. Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Анри, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х годов распалась. Под сильным влиянием идей социолога находился Огюст Конт. Учение Сен-Симона явилось одним из источников научного социализма.

Сочинения:

  • CEuvres complétes, v. 1 — 6, P., 1966;
  • В рус. пер. — Собр. соч., М. — Л., 1923;
  • Избр. соч., т. 1 — 2, М. — Л., 1948.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон скончался 19 мая 1825 года, в Париже.

После смерти Сен-Симона его ученики Бартелеми Проспер Анфантен, Сент-Аман Базар, О. Родриг и другие пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.

Поделиться: