Архип Иванович Куинджи (1841-1910) — русский живописец-пейзажист, художник.
Архип Куинджи родился в январе 1841 года, местечко Карасу под Мариуполем. Сын сапожника, грека по национальности. Живописи учился самостоятельно, в 1868 занимался в петербургской Академии художеств. В 1878 получил звание «классного художника первой степени» за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь» и «Степь».
Искусство - не игра для развлечения. Играть с искусством - тяжелый грех!
Куинджи Архип Иванович
В ранний период творчества Архип Куинджи испытал влияние русского живописца-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Уже первые его картины — «Татарская деревня при лунном освещении» и «Исаакиевский собор при лунном освещении» — говорят об интересе художника к проблемам передачи света.
В 1875-1879 годы Куинджи был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923) - российское объединение художников-реалистов основано в Санкт-Петербурге по инициативе Ивана Николаевича Крамского, Григория Григорьевича Мясоедова, Николая Николаевича Ге и Василия Григорьевича Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах.
Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть "внутреннее", то есть мысль, художественное содержание.
Куинджи Архип Иванович
В зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения («Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880). Для получения в своих пейзажах панорамных эффектов Архип Куинджи применял различные композиционные приемы, например высокий горизонт. Его картины, прежде всего «Ночь на Днепре», произвели неизгладимое впечатление на современников, особенно на художников, и принесли Куинджи широкую известность. Со временем, однако, многие из полотен художника потеряли первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился.
Когда А.Куинджи выставлял свою знаменитую картину «Ночь на Днепре», посетители выставки неизменно пытались заглянуть за холст с обратной стороны, чтобы увидеть спрятанную там лампочку или свечу. На самом же деле никакой подсветки не было и в помине, хотя луна, изображенная на полотне, первое время действительно сияла почти как настоящая.
Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом.
Куинджи Архип Иванович
Мастер света, умевший передать все оттенки залитого солнцем леса или бегущей по реке лунной дорожки, сам Куинджи никогда и не скрывал, что его самый большой секрет — это краски. Архип Иванович лично находил необходимые дли красок вещества, изобретал новые составы, смешивал, экспериментировал и... добивался нужного эффекта. Эта своеобразная алхимия, превращающая творческий процесс в настоящее колдовство, во многом роднит русского живописца с одним его тезкой, преподобным Архипом, жившим в IV веке, — тот тоже любил творить чудеса.
С 1892 года А. Куинджи преподавал в Академии художеств, с 1894 руководил пейзажной мастерской; в 1897 году был уволен за поддержку студенческих волнений. Его учениками были живописцы: Константин Федорович Богаевский, Николай Константинович Рерих, Аркадий Александрович Рылов и другие.
В 1909 году Куинджи создал Общества художников, существовавшее на его средства. Целью общества было сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин.
Архип Куинджи скончался 24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года, в Петербурге. После смерти художника общество стало носить его имя.
Одни способны написать даже грязь на дороге, но разве в том реализм?
Куинджи Архип Иванович
Общество художников (1909-1931). Основано в Санкт-Петербурге Ахипом Куинджи (после его смерти обществу присвоено имя его основателя) с целью развития реалистической традиции русского искусства; организовывало выставки, присуждало ежегодные премии имени Куинджи. Члены общества: Михаил Иванович Авилов, Константин Федорович Богаевский, Исаак Израилевич Бродский, Николай Константинович Рерих, Аркадий Александрович Рылов и другие.
Архип Иванович Куинджи рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.
С ранних лет у Архипа проявилось влечение к живописи: он рисовал где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
Впрочем, каждый может думать по-своему. Иначе искусство не росло бы.
Куинджи Архип Иванович
В 1872 году за картину «Осенняя распутица» художник получает звание классного художника. В 1873 году Архип выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».
В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две картины: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 году — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.
В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже. Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Архипа Куинджи.
В 1877 году живописец становится членом товарищества передвижных выставок; в 1878 году выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Архип Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году он покинул выставки товарищества.
Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят.
Куинджи Архип Иванович
В 1880 году устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Николай Николаевич Страхов, Дмитрий Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже.
В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 году «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой смерти своей Архип Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.
Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского, но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в первый период его деятельности; от него Архип заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам.
В академии Куинджи сошелся с Ильей Ефимовичем Репиным, Виктором Михайловичем Васнецовым и другими художниками и вместе с ними примкнул к кружку передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
Картина «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Архипа Куинджи. Русский живописец Иван Николаевич Крамской пишет, что картины Куинджи «ошеломляюще новы».
Картины Куинджи значительно потемнели, и теперь нельзя судить о их первоначальной силе красок; но для своего времени они были настоящим откровением. Он смело пролагал путь к импрессионизму; сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 года Архип Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Куинджи был прекрасным преподавателем; оберегая своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе; к ученикам его принадлежат такие талантливые художники, как Рерих, Константин Федорович Богаевский, Латри, Рылов, Химона, Пурвит.
В 1898 году Архип Куинджи повез группу своих учеников за границу, показав им памятники искусства и музеи Германии, Франции и Австрии. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. «Ночь на Днепре» находилась у великого князя Константина Константиновича, «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы: «Лунная ночь».