На фото Аркадий и Борис  Стругацкие

Аркадий и Борис Стругацкие

Категория:
Страна:
Биография

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году.

Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто.

Стругацкие Аркадий и Борис

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной.

Будущее — это тщательно обезвреженное настоящее.

Стругацкие Аркадий и Борис

Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.

Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников».

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Стругацкие Аркадий и Борис

Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники.

Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях.

Если мысленным взором окинуть всю историю этой болтовни, легко увидеть, что так называемая теория мышления сводиться к выдумыванию более или менее сложных терминов для обозначения явлений, которых человек не понимает.

Стругацкие Аркадий и Борис

Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.

В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964).

Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж наверняка это сделали не рыбы.

Стругацкие Аркадий и Борис

В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказка о Тройке» (1968 — сокращённый переработанный вариант; 1989 — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм.

Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988).

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом.

Стругацкие Аркадий и Борис

Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни.

А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству?

В конце концов, что такое смерть? Смерть, дорогие товарищи, это самое интересное приключение, которое мы испытаем в жизни.

Стругацкие Аркадий и Борис

Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974).

На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания.

Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли? - сказал Янус Полуэктович, откровенно за мной наблюдавший. - А что касается ваших вопросов, Александр Иванович, то... Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них... Вы это поймёте, - сказал он убедительно. - Вы это обязательно поймёте.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.

Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988–1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения».

И слава богу, а то я уж было подумал, что профессора хватил мозговой паралич. Как следствие напряжённых занятий.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями…

Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего.

Теперь всё зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек - переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём.

Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Я оглядел пустую захламлённую комнату с обломками диковинных моделей и обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом "Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь" и пошёл прочь.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990–91, опубл. в 1993).

Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994–1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Только тот достигнет цели, кто не знает слова "страх"...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000–2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Хунта положил на стол ключи и сказал небрежно:
- Общение с девушками доставляет удовольствие лишь в тех случаях, когда достигается через преодоление препятствий...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз.

Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:
* Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991–1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие — 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе — первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» — в версии 1989 года. В 1992–1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
* Книжная серия «Миры братьев Стругацких», издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 года в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000–5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких — черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях — «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
* Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк, Украина), реализованное в 2000–2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000–2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» — по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 году это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 — 1959»).
* Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007–2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стонать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того чтобы прикрикнуть на нее и поставить ее на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений…
(«Обитаемый остров»)

Стругацкие Аркадий и Борис

— Библиография
— Романы и повести
* 1959 год — Страна багровых туч
* 1960 год — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
* 1960 год — Путь на Амальтею
* 1962 год — Полдень, XXII век
* 1962 год — Стажёры
* 1962 год — Попытка к бегству
* 1963 год — Далёкая Радуга
* 1964 год — Трудно быть богом
* 1965 год — Понедельник начинается в субботу
* 1965 год — Хищные вещи века
* 1990 год — Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
* 1968 год — Улитка на склоне (написана в 1965 году)
* 1987 год — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году)
* 1968 год — Второе нашествие марсиан
* 1968 год — Сказка о Тройке
* 1969 год — Обитаемый остров
* 1970 год — Отель «У Погибшего Альпиниста»
* 1971 год — Малыш
* 1972 год — Пикник на обочине
* 1988–1989 годы — Град обреченный (написан в 1972 году)
* 1974 год — Парень из преисподней
* 1976–1977 годы — За миллиард лет до конца света
* 1980 год — Повесть о дружбе и недружбе
* 1979–1980 годы — Жук в муравейнике
* 1986 год — Хромая судьба (написана в 1982 году)
* 1985–1986 годы — Волны гасят ветер
* 1988 год — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
* 1990 год — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

— Сборники рассказов
* 1960 год — Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)

* 1960 год — «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но ставши познанным, оно становиться плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней.
(«Отель „У погибшего альпиниста“»)

Стругацкие Аркадий и Борис

— Другие рассказы
* 1955 год — «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
* 1957 год — «Извне»
* 1958 год — «Спонтанный рефлекс»
* 1958 год — «Человек из Пасифиды»
* 1959 год — «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
* 1960 год — «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
* 1963 год — «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
* 1963 год — «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
* 1963 год — «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

— Экранизации
* 1979 год — Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
* 1979 год — Сталкер (реж. А. Тарковский)
* 1982 год — Чародеи (реж. К. Бромберг)
* 1986 год — Письма мёртвого человека — (реж. К. Лопушанский, сценарий Б. Стругацкий)
* 1987 год — Малыш — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
* 1988 год — Дни затмения (реж. А. Сокуров)
* 1989 год — Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
* 1990 год — Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
* 1994 год — Неназначенные встречи (чеш. Nesmluvena setkani, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
* 1996 год — Prin to telos tou kosmou (реж. Panagiotis Maroulis)
* 2006 год — Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
* 2009 год — Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
* 2009 год — История арканарской резни (реж. А. Герман)

— Переводы братьев Стругацких
* Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Клемент, Хол. Огненный цикл: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
* Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова
* Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
* Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
* Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
* Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
* Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
* Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова.

Поделиться: