На фото Аркадий Исаакович  Райкин

Аркадий Исаакович Райкин

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Райкин Аркадий Исаакович - (1911–1987), русский актер. Народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1981), лауреат Ленинской премии (1980). Родился 24 октября 1911 в Риге.

Увлеченность театром возникла еще в школьные годы – Райкин играл в самодеятельности Актера (На дне М.Горького), артиста цирка (Гуттаперчевый мальчик Д.Григоровича), читал рассказы М.М.Зощенко, придумывал и исполнял интермедии. Школьной самодеятельностью руководил режиссер Ю.С.Юрский (отец С.Ю.Юрского). Опытный режиссер первым обратил внимание на талант юного Райкина.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Райкин Аркадий Исаакович

В 1935 Райкин окончил Ленинградский институт сценических искусств (курс В.Н.Соловьева). Уже в первых студенческих спектаклях проявился талант Райкина-пантомимиста (немой слуга Веспоне в спектакле Служанка-госпожа Перголези, Маскариль в Смешных жеманницах Мольера). По распределению большую часть курса направили в Лентрам (Ленинградский театр рабочей молодежи), куда группа вчерашних студентов пришла со своим репертуаром. В Лентраме Райкин сыграл в спектаклях Дружная горка (Воробушкин), Начало жизни Л.Первомайского (Виноградский). Вскоре Райкин ушел из Лентрама в Новый театр (ныне – Открытый театр).

Проработав здесь в течение года, Райкин вернулся в Лентрам, который после слияния с Красным театром стал называться Театром имени Ленинского комсомола (ныне Балтийский дом), где артисту была предложена роль Скапена (Проделки Скапена Мольера). Боясь повторить уже сыгранного ранее Маскариля, Райкин уходит из театра и пробует свои силы в БДТ. Но и там не приживается. Параллельно актер работал на эстраде, занимаясь конферансом, играя в интермедиях. В 1939 открылся новый театр – Ленинградский театр миниатюр, где Райкин вскоре стал не только артистом, но и художественным руководителем.

На протяжении долгого времени этот театр оставался единственным, как вспоминал впоследствии Райкин, «на худосочной в ту пору ниве сатиры и юмора». У истоков Театра миниатюр стояли известные артисты К.Гибшман, А.Матов, Н.Копелянская, З.Рикоми, Р.Рубинштейн, художник П.Снопков, литератор и режисер Н.Сурин, артист и режиссер А.Шубин. В 1939 Райкин становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, после чего он был признан далеко за пределами Ленинграда. После конкурса Райкин получил приглашение работать в Московском Театре эстрады и миниатюр и провел полсезона в Москве, затем вернулся в Ленинград. Летом 1941 театр выехал на гастроли в Мурманск и Днепропетровск. Когда началась война, Райкин работал в фронтовых бригадах, а с 1945 Театр эстрады и миниатюр возобновил работу в Ленинграде. Привлекая к работе современных авторов-сатириков, Райкин постепенно строил уникальный театр. Среди авторов были М.М.Зощенко, Евг. Шварц, В.Поляков.

Однажды в театре имени Вахтангова был очередной юбилей, на котором Аркадий Райкин должен был выступить (он очень любил этот театр, и его приглашали на все театральные празднества). Он собрался в театр, и тут у него случился сердечный приступ. Вызвали «скорую». По дороге в больницу Аркадию Исааковичу поставили капельницу. Вдруг он поднимает голову: «Нельзя ли проехать по Арбату?» — «Конечно можно». – «Пожалуйста, притормозите у вахтанговского театра и подождите меня минут пятнадцать-двадцать». — «Аркадий Исаакович, я не имею права это делать». – «Я вас понимаю. Но я обещал выступить и должен сдержать слово».

Райкин Аркадий Исаакович

В 1960-е годы свои первые произведения предлагал Райкину М.Жванецкий и другие мастера слова. Райкин создавал многообразные по жанру спектакли, в которых органически сочетались пантомима, искусство мгновенной трансформации, танцы, куплеты, пародии, цирковые номера. Известность приобрели такие программы-обозрения, как Вокруг света в 80 дней (1951), Смеяться, право, не грешно (1953), Время смеяться (1963), Волшебники живут рядом (1964) и многие другие. Райкин вошел в историю мирового искусства как непревзойденный создатель пластической, мимически точной, интонационной миниатюры, а также как уникальный творец масок.

В центре внимания артиста и режиссера – человек, природа которого исследуется с сатирической остротой и с не менее точными психологическими характеристиками. Райкин всегда резко выступал против распространенного мнения о том, что его театр является театром одного актера.

Понимая свое значение как лидера, организатора, Райкин настаивал на том, что создание Театра миниатюр – коллективный труд людей, проработавших вместе на протяжении нескольких десятилетий.

С 1957 Театр миниатюр начал выезжать в зарубежные гастрольные поездки, где часть миниатюр исполнялась на иностранных языках. В 1962 Райкин участвовал в Международном фестивале пантомимы в Западном Берлине, в 1964 – в Международном фестивале в Англии. Артистом было создано целое направление в эстрадном искусстве, практически не имеющее аналогов за рубежом. Под непосредственным влиянием Райкина родились театры Г.Хазанова, Е.Петросяна, Р.Карцева и В.Ильченко. Благодаря Райкину обрел собственную интонацию М.Жванецкий.

В 1982 театр Райкина переехал в Москву и стал называться Государственным театром миниатюр (название «Сатирикон» возникло в 1987). После реконструкции ему было отдано здание кинотеатра в Марьиной роще. Здесь появились такие известные спектакли, как Его величество Театр, Дерево жизни, моноспектакль К.Райкина Давай, артист! и др. В театр перешел из «Современника» сын Райкина, Константин Райкин. В 1987, после смерти отца, он возглавил этот коллектив, ныне один из самых известных московских театров. «Сатирикон» им. А.И.Райкина построен на традициях Ленинградского Театра миниатюр, это постоянно подчеркивается ее художественным руководителем и труппой. В день 60-летия театра К.А.Райкин показал премьеру спектакля Квартет Мольера, посвященный памяти А.И.Райкина.

Умер Райкин в Москве 17 декабря 1987.

Поделиться: