Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) — французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) — «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.
Годы формирования
Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года, в Шарлевиле (ныне Шарлевиль-Мезьер). Он был был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860 году, воспитанием четверых детей занялась их мать – властная и непомерно строгая женщина: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Столь же рано обнаружились и бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.
29 августа 1870 он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму Мазас. Его любимый учитель Изамбар приехал за ним и увез в Дуэ к своим незамужним теткам, а затем в Шарлевиль.
Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное — так, литература.
Рембо Артюр
Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 — через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой полицией.
В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, вернулся пешком в Шарлевиль.
Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. Франко-прусская война 1870-1871 годов нашла свое отражение в стихотворении «Вы, храбрые бойцы…» (буквально: «Мертвецы 92-го»). 18 марта 1871 в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом («Кузнец», «Военная песнь парижан», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь»).
Три года Рембовского творчества
Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты… ты знаешь, как это сказать.
Рембо Артюр
Стремительность и краткость литературной карьеры Артюра Рембо сделали значимым чуть ли не каждый месяц его развития. В 1869 году он получил первую премию за латинскую поэму «Югурта» и в том же году написал первое, еще во многом подражательное стихотворение на родном языке «Новогодние подарки сирот», которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала
10 июня 1871 года А. Рембо отправил самые последние стихи – «Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сердце паяца» (позднее названо «Украденное сердце») — молодому поэту Полю Демени.
15 августа Рембо вновь написал Банвилю и отправил ему стихотворение «Что говорят поэту о цветах». В конце августа он послал несохранившееся письмо Верлену с приложением стихов, в частности знаменитых «Гласных», где каждому звуку соответствует определенный цвет. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма написал «Пьяный корабль» — самую «фантасмагорическую» из своих поэм, которая должна была поразить парижских литераторов.
Еще до ссоры с Верленом Рембо начал писать рассказы в прозе – «Языческую книгу», или «Негритянскую книгу». Испытав кризис отчаяния после брюссельской драмы, он вновь принялся за «Языческую книгу», дал ей название «Одно лето в аду» («Сезон в аду») и осенью 1873 опубликовал в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт: он ощущал жгучую потребность рассказать «историю безумства», осмеять «алхимию слова» и восславить житейскую трезвость. В 1874 Артюр Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе «Озарения». Встретившись в феврале 1875 года с вышедшим из тюрьмы Верленом, Рембо отдал «Озарения» своему бывшему другу, с которым ему больше не суждено было увидеться. «Озарения» (1873-1875) были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году.
Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.
Рембо Артюр
Рембо совершил революцию в сфере французского стихосложения: его поэтическая техника нарушило привычные традиции французской поэзии. Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности – поэт стал творцом, равным Богу, и ему открылся скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления «темной» поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением. Наряду с Верленом и Малларме Рембо составляет «святую троицу» французского символизма.
Годы Рембоских скитаний
Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет. В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландские колониальные войска, откуда дезертировал спустя несколько месяцев. Его все больше притягивал Восток, и в 1880 он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в Хараре (Зимбабве).
В 1882 году Артюр Рембо исследовал еще не известные европейцам районы, написал об этом доклад и отправил его в парижское Географическое общество. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре. Страшные боли в правом колене вынудили его отплыть в Аден, а затем на родину. 22 мая 1891 ему ампутировали больную ногу в марсельском госпитале. Рембо предпринял поездку домой, но был вынужден вернуться в Марсель в сопровождении сестры Изабеллы, на руках у которой и умер. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».
Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.
Рембо Артюр
Ещё:
Артюр Рембо вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 года, но не окончил его. Как поэт формировался под воздействием Теодора де Банвиля, писателя-романтика Виктора Гюго, особенно Шарля Бодлера. Артюр сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и другие), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 года кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Рэмбо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции — «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871). В поэзии поэта развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи так называемого «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и его дальнейшем творческом пути.
Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период поэт создал так называемые «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны в 1872 — 1873 годах, а изданы были в 1886). Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 века Со 2-й половины 70-х годов 19 века Артюр Рэмбо отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 году был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 веке вокруг его наследия развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Его лучшие поэтические традиции были восприняты французскими поэтами Гийомом Аполлинером, Полем Элюаром и поэтами Сопротивления.
Сочинения:
Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми. Я решил стать гением. Я решил создать будущее.
Рембо Артюр
Литература:
Артюр Рембо скончался 10 ноября 1891 года, в Марселе.