Артур Шопенгауэр — немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» Иммануила Канта) и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половине 19 века.
Жизнь есть то, чего не должно бы быть, — зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни.
Шопенгауэр Артур
Детство и юность Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года, в Данциге, ныне Гданьск. Он происходил из состоятельной купеческой семьи. Его отец Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-1831). В детстве будущий философ не получил систематического образования.
Его будущего великого философа, желая видеть в сыне продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика взяли в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами». В 1805 году Артура отдали в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволила сыну получить университетское образование.
Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние.
Шопенгауэр Артур
В 1809 году Артур Шопенгауэр станл студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, перевелся на философский факультет, где с особым усердием штудировал Платона и Иммануила Канта.
С 1811 года Артур в Берлинском университете слушал лекции немецкого филолога и педагога Фридриха Августа Вольфа по истории греческой и латинской литературы, немецкого протестантского теолога и философа Фридриха Шлейермахера — по истории философии, Иоганна Готлиба Фихте — по философии; докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного оcнования» защитил в Йенском университете в 1813 году.
Зрелость. Главный труд А. Шопенгауэра
В 1814 году, после разрыва с матерью, которой Артур так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселился в Дрездене. Здесь он написал трактат «О зрении и цвете» (1816) (по следам бесед с писателем, основоположником немецкой литературы Нового времени, мыслителем и естествоиспытателем Иоганном Вольфгангом Гете, с которым он встречался в 1813-1814 годах в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершил работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр в 1820 году потерпел фиаско в преподавательской деятельности в Берлине, его пробная лекция вызвала отрицательное отношение немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Если шутка прячется за серьезное — это ирония; если серьезное за шутку — юмор.
Шопенгауэр Артур
С 1831 года философ обосновывался во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы («Парерга и паралипомена», 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидало чувство духовного одиночества. Тем не менее, он был очень уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.
«Мир как воля и представление»
Считая себя учеником Канта, А. Шопенгауэр исходил из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы — пространство, время, причинность. Субъект и объект — это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстала у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаружилась и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум — лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Шопенгауэр Артур
В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» — источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.
В противовес философу, математику, физику и языковеду Готфриду Вильгельму Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства — «незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.
Критикуя язык современной ему школьной философии, А. Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное немецкий писатель Жан Поль, австрийский писатель Франц Кафка, немецкий писатель Томас Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 — начала 20 веков.
Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.
Шопенгауэр Артур
Его влияние испытали в Германии композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; философ, сторонник панпсихизма Эдуард Гартман; философ, представитель философии жизни Ницше Фридрих; Томас Манн и др. В России — писатель Лев Николаевич Толстой, поэт Афанасий Афанасьевич Фет и другие.
Артур Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне.