Том Беренджер (англ. Tom Berenger, урожденный Томас Майкл Мур, англ. Thomas Michael Moore; 31 мая 1949, Чикаго) — американский актёр кино и телевидения, лауреат премий «Золотой глобус» и «Эмми», номинант на премию «Оскар».
Томас Майкл Мур родился 31 мая 1949 года в Чикаго (штат Иллинойс, США) в семье ирландских католиков. Его отец работал типографом для издания «Chicago Sun-Times». У Томаса есть сестра, Сьюзен. Он получил свое прозвище Беренджер для профессиональной карьеры от школьного друга, так как имя Томас Мур уже было в актёрском профсоюзе «Actors' Equity Association» (AEA). Беренджер закончил среднюю школу «Rich East High School» Парк Фореста, Иллинойс, в 1967 году, после чего учился журналистике в «University of Missouri» в Колумбии, желая стать спортивным обозревателем. Во время учёбы больше всего увлекался футболом, как вдруг неожиданно для самого себя, на спор с приятелем согласился сыграть в студенческом спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф?» — успех был сногсшибательный. Публика по окончанию спектакля встречала актеров стоя. Это стало началом артистической карьеры после окончания учёбы. Сначала он играл в театре Иллинойса, а потом переехал в Нью-Йорк в 1970-х годах.
Карьера
Прежде чем стать успешным актёром, Том Беренджер работал стюардом в разорённой авиакомпании «Eastern Air Lines», портье в бывшем отеле «Alameda Plaza Hotel» (сейчас «Inter-Continental Hotel») в «Country Club Plaza» части Канзас-Сити, штат Миссури. Несмотря на это, Том учился актёрскому мастерству в Нью-Йорке, в студии Герберта Бергхофа и Уты Хаген — «HB Studio». Так как его не хотели брать на сцену Бродвейского театра, по причине «слишком хорошей внешности», он в то время участвовал в офф-Бродвейских постановках, небольших мини-театрах, где совершенствовал свой талант. К самым значительным театральным работам следует отнести «End as a Man» (1975), «Татуированная роза» (1977) и "Трамвай «Желание» (1981). Выступая в Театре Лонг Варф в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, Том значительно улучшил свои навыки в актёрском ремесле. С труппой Театра Милуоки, Беренджер успел посетить с гастролями Японию.
Беренджер играл в мыльных операх и получил главную роль адвоката Тима Сигела в сериале «Одна жизнь чтобы жить» (1975). Его дебютом в художественном кино стала роль в фильме «Поторопись» (1976), независимом фильме, сейчас главным образом забытом, за исключением актёров, которые стали известными. Год спустя последует эпизодическая роль в фильме ужасов «Часовой», ставшая оплотом для новых кинолент.
В 1977 году у Беренджера была маленькая, но заметная роль убийцы-психопата в фильме «В поисках мистера Гудбара». В фильме герой Тома Беренджера (Гарри Купер Уайт) угрожает молодой учительнице, получая сексуальное возбуждение от её обычной светской жизни. Партнером Тома по съёмочной площадке стала известная американская актриса Дайан Китон. Благодаря этой роли, Беренджер серьёзно заявил о себе на большом экране. Параллельно с участием в полнометражных фильмах, он активно снимается в сериалах, в частности биографическом телефильме о молодом Джоне Кеннеди — «Джонни, я с трудом тебя узнала» для канала NBC. Тем временем в 29-м выпуске специализированного издания «Screen World» авторитетнейший обозреватель Джон Уиллис назвал Тома Беренджера «Самым перспективным новым актером года».
Следующей работой начинающего актёра послужила роль венгерского сутенёра в эротической драме «Да здравствуют зрелые женщины» от кинокомпании «Avco-Embassy Pictures». Не без успеха, Беренджер попробовал себя в новом амплуа любовника-соблазнителя, что ему удалось крайне убедительно. Данная картина является одной из немногих, где он играет романтических персонажей.
В 1979 году, он исполнил роль Бутча Кэссиди в фильме «Бутч и Сандэнс: Ранние дни», роль, которую получил в частности из-за его сходства с Полом Ньюманом, игравшего персонажа в вестерне «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (1969). Эти первые роли выделили способность Беренджера играть как злодеев так и героев.
В начале 1980-х, актёр активно снимается в ряде значительных картин, что послужило появлению «золотой эры» в творческом начале Беренджера. Том сыграл Сэма Вебера в «Большом разочаровании» (1983), номинированном на «Оскар». В картине Беренджер предстал в образе популярного телевизионного актера и удивил непредсказуемым достоинством и застенчивостью. Вскоре получил роль пианиста в фильме «Эдди и круизеры» (1983), который пытается узнать правду об исчезновении своего коллеги по музыкальной сцене.
Следующим шагом на пути к успеху стало принятие приглашения на роль вкрадчивого владельца стрип-клуба в криминальном триллере «Город страха» (1984). Режиссёр Эйбл Феррара подчеркнул идею высмеивания ночной жизни Манхэттена, с его фальшем и развратом. Беренджер, играя бывшего боксёра, проникся ролью настолько, затмив собой даже характер негативного персонажа.
В 1985 году Том Беренжер снялся в «Ковбойской рапсодии», где попытался спародировать Роя Роджерса, известного исполнителя ролей «поющих ковбоев», популярных голливудских вестернах 1940-х. Однако фильм так и остался незамеченым и скрылся за границей популярности.
В 1986 году он получил номинацию на престижнейшую премию «Оскар» за воплощение образа сержанта Барнса в фильме Оливера Стоуна — «Взвод» (1986). Это исполнение роли принесло ему премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. Старший сержант Боб Барнс, сыгранный Беренджером в этой ленте, сильно отличается от персонажей, роли которых ему приходилось исполнять ранее. Стоун поставил перед Беренджером задачу показать развитие характера его героя от добросовестного служаки до кровожадного убийцы, и актёр с этим блестяще справился.
В других интервью Беренджер не скрывал своего пристрастия к отрицательным героям:
Мне очень нравится играть их. В них я нахожу что-то человеческое, за исключением мистера Гудбара. Это был такой скользкий характер... Это было похоже на игру Чарльза Мэнсона. У меня были кошмары после того, как я закончил съемки. Я чувствовал себя подлым. Плохие парни интересны, даже если тебе они не симпатизируют. |
В 1987 году Том Беренджер сыграл полицейского в триллере «Тот, кто меня бережёт» Ридли Скотта. Картина провалилась в прокате, собрав 10 миллионов долларов за все время. Однако, не смотря на этот факт, в целом фильм получил позитивные отзывы от кинокритиков, отмечая превосходную актёрскую работу.
В 1988 году был основан «Фонд Актёрской Стипендии Тома Беренджера» для награждения актёров театра за выдающееся мастерство исполнения.
Том продолжал брать на себя непредсказуемые роли, гранича между кино и телевидением с легкостью, играя камео. Так, он предстал в роли сантехника Джона в последних 2 эпизодах телесериала «Веселая компания», которым номинировался на премию «Эмми». Вернувшись в кино, Беренджер сделал одолжение своему другу, режиссёру Оливеру Стоуну, появившись в небольшой роли офицера-вербовщика в «Рожденном четвёртого июля». Вместо того, чтобы ограничивать себя в действиях, в 1995 году, Том занялся продюсерской деятельностью фильма «Ангел мести», подобно фотографу, делая снимки, которые по его мнению необходимы, чтобы быть замеченым. Он продолжал создавать кино-проекты и заблистал в 1997 году наградами на вручении премии «Эмми» в мини-сериях «Парни что надо», на которых изображен Теодор Рузвельт и его армия во время Испано-американской войны. Сериал набрал популярность у зрителей и стал самым значимым в истории кабельного телевидения.
В 1995 году Беренджер вместе с продюсером Уильямом Макдональдом основал кинокомпанию «First Corps Endeavors», просуществовавшую до 1997 года.
В 1997 году он выступил с особенно хорошим изображением короткой злодейской жизни в адаптации Роберта Альтмана по книге Джона Гришэма — «Леший».
В 2006 году Беренджер продолжал играть второстепенные роли, и снялся в коротких мини-сериях «Ночные кошмары и фантастические видения».
Другие известные работы включают роль наряду с Арманд Ассанте и Баста Раймса, в триллере «Точка разлома».
В начале 2010-го Том Беренджер продолжает активно сниматься в кино. Актёр, в свою очередь, получил роль Питера Браунинга, советника богатого отца Роберта Майкла Фишера (Киллиан Мерфи) в кинофильме «Начало» Кристофера Нолана, с Леонардо Ди Каприо и Эллен Пейдж в главных ролях. Появляется в таких остросюжетных боевиках как «Козырные тузы 2» и «Быстрее пули», телесериале «Грешники и святые».
В 2012 году, Беренджер принимает участие в мини-сериале «Хэтфилды и Маккои» и получает премию «Эмми» в номинации «Лучший актёр второго плана в мини-сериале или телефильме».
Личная жизнь
Том Беренджер состоял в браке четыре раза и имеет шесть детей.
Он живёт в Ванкувере, Британская Колумбия, Бофорте, Южная Каролина и в Толука Лейк, Лос-Анджелес.
С 1976 по 1984 год с Барбарой Уилсон (Мур), у них двое детей: Эллисон Мур (р. 1977) и Патрик Мур (р. 1978).
С 1986 по 1997 год с Лизой Уильямс, у них три дочери: Челси Мур (р. 1987), Хлоя Мур (р. 1988) и Шило Мур (р. 1995)
С 1998 по 2011 год с Патрисией Альваран, от которой появилась ещё одна дочь: Скаут Мур (р. 1998).
С 2012 года женат на Лоре Моретти, отпраздновав новоселье в начале сентября в Седоне, штат Аризона.
Премии и номинации
Творчество
Театральные работы
Фильмография
Продюсер
Сценарист
Факты