Дилан Боб (Dylan, Bob) (наст. имя и фамилия Роберт Аллен Циммерман) (р. 1941), американский певец, композитор и поэт-песенник. Обладатель нескольких премий «Грэмми».
Раздвинул границы рок-музыки, воспользовавшись ее формой как актуальным средством выражения чувств и переживаний молодого человека своего времени, по-настоящему обеспокоенного как личными, так и общечеловеческими проблемами.
Сколько дорог должен пройти человек, прежде чем его назовут человеком?
Сколько морей должна пташка пролететь, прежде чем она упокоится в песке?
Дилан Боб
Родился и вырос в шахтерском районе – в г.Дулут (шт. Миннесота) 24 мая 1941. Поступив в Миннесотский университет, увлекся фолк-музыкой Вуди Гатри и придумал себе псевдоним в честь любимого английского поэта Дилана Томаса. В конце 1950-х переехал в Нью-Йорк, где его случайно услышал менеджер студии «Коламбия» и предложил записать пластинку. Три альбома Боб Дилан (Bob Dylan, 1962), Вольный Боб Дилан (Freewheelin" Bob Dylan, 1963) и Времена меняются (The Times They Are A-Changin", 1964) мгновенно стали бестселлерами. Дебютный альбом включал лишь две песни собственного сочинения. Альбом состоял из блюзов и традиционных баллад, среди которых была и Дом Восходящего Солнца(House Of The Rising Sun).
Одновременно Дилан начал выступать в молодежных клубах Нью-Йорка и на гребне бума фолк-рока завоевал популярность у студенческой аудитории. Ряд его песен стал визитной карточкой фолк-рок-групп – например, Ответ знает ветер(Blowin" in the Wind) для трио «Питер, Пол энд Мэри» / Peter, Paul and Mary, и Мистер тамбуринщик (Mr. Tambourine Man) для группы «Бердз». В середине 1960-х эксперименты Дилана в области соединения фолк- и рок-традиций оказывают большое влияние на современников. Крупнейшие хиты этого периода – Как катящийся камень (Like a Rolling Stone), Словно женщина (Just Like a Woman).
В 1966 попал в серьезную автокатастрофу, после чего полтора года не появлялся перед публикой. Конец 1960-х ознаменовался новыми экспериментами: на этот раз Дилан соединяет кантри и рок-н-ролл в альбомах Джон Уэсли Хардинг (John Wesley Harding, 1967) и Нашвиллский горизонт (Nashville Skyline, 1969). Последний альбом записывался в Нэшвилле, столице кантри-энд-вестерн. Первую песню он исполнил дуэтом с Джонни Кэшем. Песни этого диска лиричны и весьма лаконичны по форме, что так отличает их от длинных композиций середины 1960-х. Дилан даже изменил тембр своего голоса, сделав его более мягким и глубоким, практически неузнаваемым по сравнению с «носовым» и «дребезжащим» голосом середины 1960-х. Диск, как и предыдущий, был с восторгом принят публикой.
Критики упрекали певца в отходе от отчетливо выраженной социальной проблематики, характерной для его раннего творчества, он же ссылался на эволюцию своих пристрастий. Неодобрение части старых поклонников, особенно радикально настроенной молодежи, закрепившей за Диланом ярлык певца протеста, вызвало также обращение Дилана к электрическому звуку (начиная с альбома Возвращая все обратно / Bringing It All Back Home, 1965). Тем не менее, это позволило ему многократно увеличить свою аудиторию.
Двойной альбом Автопортрет (Selfportrait, 1970) был выдержан в том же кантри-балладном ключе. Он только наполовину состоял из песен Дилана, и в целом был не очень выразительной работой. В манере исполнения некоторых песен ощущалось влияние Элвиса Пресли. Следующий альбом Новое утро (New Morning, 1970) оказался впечатляюще сильной работой, – это один из самых удачных его дисков. Он проявил себя как очень разноплановый композитор. Дилан снова изменил звучание своего голоса – он стал еще более хриплым.
Отход от злобы дня не помешал ему принять участие в знаменитом в пользу голодающих Бангладеш, организованном Джорджем Харрисоном в 1971, и в ряде аналогичных акций в середине 1970-х. В успешном гастрольном турне по США в 1974 Дилан выступал вместе с рок-группой «Бэнд» («The Band»). По итогам турне был выпущен альбом Перед потопом (Before the Flood), за которым последовал двойной альбом Подвальные записи (Basement Tapes), включавший материал восьмилетней давности. В это же время Дилан увлекся кинематографом: в 1973 дебютировал как актер в вестерне Пэт Гаррет и Малыш-Билли у режиссера Сэма Пекинпа. Выпустил пластинку с музыкой к этой картине, в которую вошла знаменитая песня Стучась в дверь Небес (Knockin" On Heaven"s Door). Затем сам занялся кинорежиссурой, но без особого успеха.
В альбомах конца 1970-х проявилось очередное увлечение музыканта: рэгги и латиноамериканские ритмы. В 1978 Дилан заявил о своей приверженности христианской вере. Записал две пластинки религиозного характера – Медленный поезд приближается(Slow Train Coming, 1979) и Спасенные (Saved, 1980), ставшие результатом яркого христианского прозрения. Многие песни этих альбомов сделаны в традиции госпел, духовных песнопений черного городского населения США. За песню Ты должен служить кому-нибудь (You Gotta Serve Somebody) из альбома 1979 года Дилан получил награду «Грэмми». Но и это обращение к христианской вере оказалось недолговечным: в 1983 певец объявил о возвращении в лоно иудаизма.
В середине 1980-х принял участие в нескольких крупных благотворительных рок-акциях: Мы – мир (We are the World) и Живая помощь (Live Aid) в пользу голодающих Африки. В эти годы много гастролировал по миру и по США, всякий раз меняя партнеров: в 1986 выступал с рок группой «Томм Петти энд Хартбрейкерс» (Tom Petty and the Heartbreakers), в 1987 – с«Грейтфул Дэд» (Grateful Dead). С Дэйвом Стюартом/Dave Stuart из «Юритмикс»/ Eurhythmics записал альбом В полной отключке (Knocked Out Loaded или другая версия перевода: Совершенно пьяный, 1986). В 1988 вошел в супер-группу «Трэвеллин Уилбуриз»/ Traveling Wilburys, в составе которой были такие известные музыканты, как Рой Орбисон, Джордж Харрисон, Джефф Линн из «ЭЛО» и Том Петти.
Дилан заметно повлиял на русский рок, особенно на творчество таких основополагающих фигур, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Многие их композиции содержат прямые цитаты из Боба Дилана, не говоря уже об общем подходе к стилю и звучанию. Поскольку многие российские музыканты последующих поколений вдохновлялись примерами творчества Гребенщикова, Наумеко, Макаревича, то опосредованно можно говорить о влиянии Дилана на музыкантов русского рока.