Джим Джармуш (англ. Jim Jarmusch; род. 22 января 1953, Кайахога-Фоллз, Огайо, США) — американский кинорежиссёр и сценарист. Один из главных представителей американского независимого кинематографа. Неоднократный призёр Каннского кинофестиваля (1984, 1989, 1993, 2005).
Джим Джармуш родился 22 января 1953 года в городе Акрон, штат Огайо. По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он активно посещает Французскую синематеку и буквально влюбляется во французское кино.
Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета (New York University’s school of film). В Нью-Йорке он находит работу ассистента у знаменитого режиссёра Николаса Рэя, с которым поддерживает близкие отношения до смерти Рэя от рака в 1979 году.
Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (Lightning Over Water, 1980). Документальная лента фиксирует мучительный процесс ухода Рэя из жизни. Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.
Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» (1984) появляется после того, как он доснимает два эпизода к своей дипломной работе — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир» (New World). Этот факт и безусловные художественные достоинства картины позволяют ей получить приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Несомненно, что «Более странно, чем в раю» — одна из важнейших (и, возможно, лучших) лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989). В результате получается своеобразная трилогия; ленты, её составляющие, дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.
В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», в нём Роберто Бениньи и Стивен Райт потребляют означенные продукты и решают, кому из них стоит идти к зубному врачу. Так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют кофе и ведут забавные диалоги друг с другом.
Джармуш известен любовью составлять свои картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой — город, ночь, такси. «Ночь на Земле» — это пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша.
Мистический вестерн «Мертвец» (1995) был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах.
Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Одновременно эта лента предвосхищает возникшую в начале XXI века моду на Японию в творчестве американских режиссёров. София Коппола, Квентин Тарантино, Эдвард Цвик и Роб Маршалл снимут свои «японские» фильмы уже после Джармуша. Этот факт ещё раз свидетельствует о том, что именно независимые режиссёры зачастую прокладывают тот путь, по которому затем движется Голливуд.
Фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 2009 году Джармуш выпускает фильм-притчу «Пределы контроля» под эгидой Focus Features, который получает смешанные отзывы от кинокритиков.
В 2012 году Джим совместно с голландским лютнистом Йозефом ван Виссемом выпустил два минималистических музыкальных альбома: Concerning the Entrance into Eternity и The Mystery of Heaven.
Фильмография
Режиссёрские работы
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1980 | ф | Отпуск без конца | Permanent Vacation | режиссёр, продюсер, сценарист |
1984 | ф | Более странно, чем в раю | Stranger Than Paradise | режиссёр, сценарист |
1986 | кор | Кофе и сигареты | Coffee and Cigarettes | режиссёр, сценарист |
1986 | ф | Вне закона | Down By Law | режиссёр, сценарист |
1989 | кор | Кофе и сигареты, мемфисская версия | Coffee and Cigarettes, Memphis Version | режиссёр, сценарист |
1989 | ф | Таинственный поезд | Mystery Train | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Ночь на Земле | Night on Earth | режиссёр, продюсер, сценарист |
1992 | док | Ленты Гаража | The Garage Tapes | режиссёр |
1993 | кор | Кофе и сигареты: Где-то в Калифорнии | Coffee and Cigarettes: Somewhere in California | режиссёр, сценарист |
1995 | ф | Мертвец | Dead Man | режиссёр, сценарист |
1997 | док | Год лошади | Year of the Horse: Neil Young and Crazy Horse Live | режиссёр, оператор |
1999 | ф | Пёс-призрак: путь самурая | Ghost Dog: The Way of the Samurai | режиссёр, продюсер, сценарист |
2002 | ф | На десять минут старше: Труба | Ten Minutes Older: The Trumpet | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Кофе и сигареты | Coffee and Cigarettes | режиссёр, сценарист |
2005 | ф | Сломанные цветы | Broken Flowers | режиссёр, сценарист |
2008 | ф | Пределы контроля | The Limits of Control | режиссёр, сценарист |
2013 | ф | Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | режиссёр, сценарист |
Роли в Кино
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1983 | ф | Фрейлин Берлин | Fraulein Berlin | - |
1984 | ф | Американский автобан | American Autobahn | Продюсер |
1987 | ф | Прямо в ад | Straight to Hell | Амос Дэйд |
1987 | ф | Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет | Helsinki-Naples All Night Long | Бармен №2 |
1988 | ф | Леденцовая гора | Candy Mountain | - |
1989 | ф | Ленинградские ковбои едут в Америку | Leningrad Cowboys Go America | Торговец машинами в Нью Йорке |
1990 | ф | Золотая лодка | The Golden Boat | Незнакомец |
1992 | ф | В супе | In the Soup | Монти |
1994 | ф | Железные всадники | Iron Horsemen | Серебряный всадник |
1995 | ф | С унынием в лице | Blue in the Face | Боб |
1996 | ф | Отточенное лезвие | Sling Blade | Мальчик мороженое |
1996 | ф | Человек Канн | Cannes Man | Камео |
1997 | док | Год лошади | Year of the Horse | Джим Джармуш |
2002 | ф | Ви-ай-пи | V.I.P. | - |
2005 | док | Угол зрения: История панк-рока | Punk: Attitude | - |
2007 | ф | Джо Страммер: Будущее – как чистый лист | Joe Strummer: The Future Is Unwritten | - |
2009 | с | Смертельно скучающий | Bored to Death | Джим Джармуш |
Другие проекты
В начале 1980-х Джармуш сотрудничал с Dark Day, сайд-проектом клавишника из видной авангардной No Wave-группы DNA (англ.). Некоторое время он был участником ещё одной No Wave-группы, The Del-Byzanteens, выпустившей один студийный альбом, EP и сингл «Draft Riot». В интервью журналу Washington Post, опубликованном в октябрьском номере за 1984 год, режиссёр прокомментировал это так: «В то время в Нью-Йорке у каждого была своя группа. Считалось, что не нужно быть виртуозным музыкантом, чтобы иметь группу: дух, идея были важнее, чем умение хорошо играть; это [представление] оказало влияние и на многих режиссёров». Режиссёр по сей день продолжает периодически сотрудничать с различными музыкантами: так, в 2005 г. он появился в качестве «гостя» на альбоме-сборнике Wu-Tang Clan «Wu-Tang Meets Indie Culture», в 2006 White Stripes выпустили специальным ограниченным тиражом в 2000 копий сингл, на который вошли ремиксы их песни «Blue Orchid», сделанные Джармушем и Мишелем Гондри. Помимо того, Джармуш является автором ряда эссе об известных музыкантах и группах; имеются у него и поэтические публикации. Он же — основатель шуточного «тайного общества» «Sons of Lee Marvin» (Сыновья Ли Марвина), состоящего из людей, которые «выглядят так, как будто они могли бы быть сыновьями Ли Марвина»; из членов этого «общества» известны Том Уэйтс, Джон Лури, Джон Бурмен и Ник Кейв, некоторые источники указывают также на таких персонажей, как Игги Поп, Нил Янг, Тёрстон Мур, Джош Бролин и т. д.