Джимми Пэйдж (англ. Jimmy Page, полное имя Джеймс Патрик Пэйдж, англ. James Patrick Page; 9 января, 1944, Хестон, Лондон) — английский музыкант, аранжировщик, композитор, музыкальный продюсер и выдающийся рок-гитарист, стоявший у истоков Led Zeppelin и до самого конца остававшийся музыкальным «мозгом» группы. До этого был известен как сессионный гитарист и участник The Yardbirds (c конца 1966 до 1968 года).
Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехала на Майлз-роуд в Эпсоме. Пэйдж пошёл в школу в пять лет; до этого у него не было друзей-сверстников.
Я мог бы сравнить себя с кораблем, который пробирается сквозь бури, делая короткие остановки в портах. Однажды я сказал одному из своих друзей: «Я просто ищу ангела со сломанным крылом — того, который не смог улететь отсюда».
Пэйдж Джимми
В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару: старую испанскую акустику, найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли. «Парень в школе показал мне аккорды и — пошло-поехало», — вспоминал Пэйдж.
Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бёртон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа.
Постепенно вокруг одаренного гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон, Джефф Бэк).
На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Fender Telecaster, которую он называл «Grazioso». К этому времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си, сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри- и скиффл- песен. В 1959–60 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашен в группу Neil Christian & The Crusaders.
Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 1960-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство.
В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks. Более того, согласно одной из версий именно он записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night»; это позволило журналу Guitar World заявить, что «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф You Really Got Me, то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хэви-метал».
Согласно конкурирующей версии, всё это — не более, чем «знаменитый миф»; утверждалось, что опровергали это утверждение не только братья Дэвисы, но и сам Пэйдж.
Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (другой сессионный музыкант, впоследствии ставший знаменитым) подтверждают участие Пейджа в записи: первый утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары, второй — что тот сыграл соло.
В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».
В 1966 году Пейдж предпринял решительный шаг: вернулся на рок-сцену, в качестве бас-гитариста группы The Yardbirds, где ведущим гитаристом был его старый знакомый Джефф Бек, с которым спустя год он разделил место лидера уже в качестве второго гитариста.
В итоге Бек покинул состав, оставив его на попечительство Пейджа, а в 1968 году группа распалась окончательно. Права на её название сохранили Пейдж и менеджер Питер Грант.
Чтобы выполнить оставшиеся концертные обязательства, Пейдж взялся за формирование нового состава: в этот момент свои услуги ему и предложил Джон Пол Джонс, бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, с которым он познакомился во время работы над альбомом Донована.
Наша музыка - это народная музыка технологической эры.
Пэйдж Джимми
Состав, доукомплектованный вокалистом Робертом Плантом (которого порекомендовал Терри Рид) и барабанщиком Джоном Бонэмом (его, в свою очередь, привел Плант), провел турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds, а затем — по предложению Кейта Муна — изменил название на Led Zeppelin.
Компания Atlantic Records подписала контракт с группой во многом благодаря репутации Джимми Пэйджа, за творчеством которого руководители лейбла следили с 1964 года, когда тот впервые побывал в Нью-Йорке и лично познакомился с исполнительным директором Джерри Векслером, авторским дуэтом Либер и Столер и многими другими ключевыми фигурами.
Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пэйдж перенес в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества.
Практически каждый трек первых четырех альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамоун говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа — «Communication Breakdown».
То же значение для Эдди Ван Хэлена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пэйджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar. Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.
Постоянно экспериментируя со звуком, Пэйдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.
В процессе работы над первым альбомом Пэйдж использовал 1958 Telecaster, 10-струнный Fender 800, а также педал-стил-гитару. Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall. Позднее он не раз возвращался к Фендеру — в частности, на нем исполнил соло в «Stairway to Heaven».
Для партий слайд-гитары Пэйдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times»), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая ее в дальнее положение для получения более заострённого звука).
Сенсацию произвела использованная Пэйджем в «Dazed and Confused» и «How Many More Times» техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешшнменом. До Пэйджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего.
Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT — записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пэйдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс, Эдди Крэймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.
Джимми Пэйдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».
Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пэйдж называл альбом Houses of the Holy; напротив, Physical Graffiti был в этом смысле почти импровизированным: Пэйдж принял сознательное решение отказаться от излишне «полированого» звука. Здесь появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пэйдж говорил, что это — самый личный альбом группы, словно бы приглашавший слушателя во внутренний мир музыкантов.
Я помешан — не просто интересуюсь, а помешан — на народной музыке, на уличной музыке, на параллелях между той музыкой, что играют в деревнях на улицах, и так называемой классической и интеллектуальной музыкой. Меня интересует, как одни и те же идеи путешествуют по Земному шару. Все это этническое и музыкальное взаимипроникновеиие покорило меня. Вы слышали когда-нибудь музыку транса? Вот это вещь.
Пэйдж Джимми
Во многом определяющей для звучания поздних led Zeppelin явилась идея посетить Марокко. Она возникла у Пэйджа после продожительной дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала Crawdaddy — в частности, той её части, где речь шла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой.
Приведя в качестве примера такой связи цеппелиновскую «Black Mountain Side», Берроуз и посоветовал гитаристу группы отправиться в Марокко и исследовать музыкальную культуру страны непосредственно.
Своим любимым альбомом группы Пэйдж называл Presence, — «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом.
«Это — отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», — говорил Пэйдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте. Альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18–20 часов в сутки.
«Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались», — вспоминал Пэйдж.
Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании больше времени на работу, но… " не хотел, чтобы все тянулось бесконечно. Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом», — говорил он в интервью журналу Guitar World.
Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма, однако особое, «громоподобное» звучание барабанов — заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался.
Пэйдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома In Through the Out Door стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжелый, роковый альбом, который последует за этим.
«Мы оба чувствовали что In Through the Out Door был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была „All of My Love“. Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени <альбом> был неплох, но я не хотел продолжать это направление в будущем».
В начале 70-х годов Джимми Пэйдж приобрел в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон Хай-стрит.
О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.
Появление 4 символов на обложке четвертого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы.
В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пэйдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo».
Смысл последнего остается неясным, хоть и известно, что Пэйдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отраженное, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».
С увлечением Пэйджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV, в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пэйдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».)
Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лейбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона, бог света и разума (в других трактовках — Икара, а также Люцифера).
Я расцениваю Алистера Кроули как непонятого гения 20 столетия. Как мне было тяжело давать все эти интервью и отвечать на вопросы о черной магии и об Алистере Кроули. Дайте мне отдохнуть! Все это была такая глупость! Мне больше нравится говорить о музыке, это интереснее…
Пэйдж Джимми
В ходе слушаний, проводившихся в 1980 годах организацией PMRC (Parents Music Resource Center), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven», текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») — в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.
Скандалом закончилось сотрудничество Пэйджа с кинорежиссером (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером, заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising».
Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пэйдж произвел на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками.
Помимо всего прочего, он обвинил Пэйджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пэйдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус.
Это неоконченное произведение Джимми Пэйджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.
При том, что Пэйдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом, не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox» как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 80-х годах после того, как Пэйдж обзавелся прочной семьей и посвятил себя благотворительной деятельности.
После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пэйдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях.
В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Бэком в Хаммерсмит Одеон, после чего провел серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) — после того, как стало известно о болезни Ронни Лэйна из The Small Faces.
Две композиции Пэйджа (записанные при участии Стива Уинвуда, Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).
На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пэйджу присоединился вокалист Пол Роджерс, с которым они позже образовали The Firm. Пэйдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощенным, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину — после семилетней зависимости.
В 1981 году Пэйдж, басист Крис Сквайр и ударник Алан Уайт (оба из Yes) образовали супергруппу XYZ (аббревиатура расшифровывалась как «экс-Yes-Zeppelin»). Проведя несколько репетиций, музыканты решили отказаться от дальнейшей совместной деятельности, но некоторые записи были выпущены бутлегом, из которого явствует, что часть подготовленного здесь материала позже вошла в репертуар The Firm («Fortune Hunter»), а также Yes («Mind Drive», «Can You Imagine?»). В 1984 году Пэйдж сыграл на концерте Yes в Дортмунде, Германия, — в песне «I’m Down».
С Роем Харпером Пэйдж записал альбом «Whatever Happened to Jugula?» и дал несколько концертов — в основном на небольших фолк-фестивалях, под псевдонимами The MacGregors и Themselves.
В том же году гитарист возобновил сотрудничество с бывшими коллегами: с Робертом Плантом он образовал краткосрочный проект The Honeydrippers (выпустив одноименный альбом), с Джоном Полом Джонсом создал звуковую дорожку к фильму «Scream for Help». С Полом Роджерсом (экс-Bad Company, Free) Джимми Пэйдж образовал The Firm, группу, записавшую два альбома: «The Firm» (#17 Billboard Pop Albums Chart) и «Mean Business» (1986).
В числе музыкантов, с которыми Пэйдж сотрудничал в середине 80-х, были Грэм Нэш, Стивен Стиллз, Box of Frogs, Rolling Stones (сингл «One Hit (to the Body)» 1986 года), и Дэвид Ковердэйл (проект Coverdale-Page). В эти годы Пэйдж работал в основном в собственной студии The Sol в Кукхеме, которую он купил у Гаса Данджена в начале 80-х годов. Здесь же им был записал первый сольный альбом «Outrider».
В 1985 году трое участников Led Zeppelin реформировали группу (пригласив к участию Фила Коллинза и Тониа Томпсона — за ударными) для выступления на Live Aid (1985). Качество выступления участников группы не удовлетворило, и они оказались единственной из участников мероприятия, кто попросил не включать запись их сета в юбилейный DVD, посвященный 20-летию со дня проведения концерта.
В 1986 Пэйдж вместе с бывшими участниками Yardbirds принял участие в записи альбома «Strange Land» группы Box of Frogs.
Два года спустя Led Zeppelin собрались вновь для выступления на концерте, посвященном 40-летию Atlantic Records, который состоялся 14 мая 1988 года. В 1990 году Пэйдж и Плант выступили на благотворительном концерте в поддержку Nordoff-Robbins Music Therapy Centre, исполнив «Misty Mountain Hop», «Wearing and Tearing» и «Rock and Roll».
В 1994 году Пэйдж и Плант записались для MTV Unplugged: полуторачасовой сет вышел под заголовком Unledded и его премьера получила рейтинг величайший в истории MTV. В октябре того же года вышел CD No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded, а в 2004 году — DVD «No Quarter Unledded». После успешного турне в поддержку «No Quarter», Пэйдж и Плант записали альбом Walking into Clarksdale (1998).
— Вы стояли у истоков прогрессив-рока…
— Мы просто играли то, что нам хотелось. Невозможно изобрести что-то искусственно. Это необходимо выносить, как ребенка. Или вывести, как цветок. Что значит холодное умствование, когда у вас в руках живой инструмент, и он дышит, он плачет, хочет что-то рассказать всему миру? Поэтому мы ни у каких истоков не стояли. Это уже потом журналисты и критики назвали вещи какими-то там именами, а мы просто хотели делать что-то такое, от чего у всех бы волосы завивались мелким бесом. И временами это удавалось…
Пэйдж Джимми
Начиная с 1990 года Пэйдж активно занимался ремастерингом бэк-каталога Led Zeppelin, время от времени появляясь в благотворительных концертах, в частности, в поддержку Children Trust — фонда, основанного его женой Хименой Гомес-Паратча.
В 1998 году Пэйдж исполнил гитарную партию в треке Паффа Дэдди «Come with Me» (здесь же был использован сэмпл «Kashmir»), включенном затем в саундтрек «Godzilla». Позже оба появились с этой песней в программе Saturday Night Live.
В 1999 году Пэйдж приступил к сотрудничеству с The Black Crowes, записав с группой альбом и проведя турне в его поддержку. В 2001 Пэйдж с участниками Limp Bizkit и Puddle of Mudd на церемонии вручения MTV Europe Video Music Awards во Франкфурте исполнили версию «Thank You».
В 2005 году Джимми Пэйдж был награжден Орденом Британской Империи (в качестве признания его благотворительной деятельности в Бразилии), а также стал почетным гражданином Рио де Жанейро.
В том же году он получил «Грэмми». В ноябре 2006 года Led Zeppelin были введены в UK Music Hall of Fame, в ходе церемонии Пэйдж произнес краткую благодарственную речь, транслировавшуюся по телевидению, после чего группа Wolfmother исполнила в качестве трибьюта «Communication Breakdown».
10 декабря 2007 года трое участников Led Zeppelin вместе с барабанщиком Джейсоном Бонэмом выступили на лондонской арене O2: концерт получил восторженные отклики и явился причиной многочисленных домыслов о возрождении Led Zeppelin.
20 июня 2008 года Пэйдж получил почетную докторскую степень Университета графства Саррей — за свои заслуги перед музыкальной индустрией
На церемонии закрытия Олимпийских игр 2008 года Джимми Пэйдж, Дэвид Бекхэм и Леона Льюис представляли Великобританию: Бекхэм въехал на стадион в дабл-деккере, Пэйдж и Льюис исполнили «Whole Lotta Love».
По результатам опроса, проведенного в 2008 году американской радиостанцией «Chop Shop» среди музыкальных экспертов, Джимми Пэйдж был назван величайшим гитаристом всех времен.
— Фильмография
* 2009 — «Приготовьтесь будет громко» / It might get loud — Джимми Пэйдж