На фото Элем Германович  Климов

Элем Германович Климов

Категория:
Страна:
Биография

Элем Германович Климов (1933-2003) — российский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Родился 9 июля 1933, в Сталинграде. Скончался 27 октября 2003, в Москве.

В жанре комедии

Элем Климов окончил в 1957 Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Ефима Львовича Дзигана). Уже в студенческой работе «Жених» (1960) Элем проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября» С. М. Эйзенштейна) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.

«Агония»

Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный Иваном Пырьевым, тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Элема Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории.

С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича — не менее нервно звучащий Альфред Шнитке).

На переломе

Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Элему Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск — 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина) и прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера.

Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989.

В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила  Афанасьевича Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам Элем Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно.

Поделиться: