Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм — 29 марта 1772, Лондон) — шведский ученый-естествоиспытатель, теософ, изобретатель.
Его отец, Еспер Сведберг, был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в Скаре.
Лишь после возрожденья своего человек впервые обретает свободу, пребывая до этого момента в абсолютном рабстве, ибо в рабстве он, пока им правят похоти и заблужденья, потому что свобода есть владычеством стремлений ко благу и к истине.
Сведенборг Эммануил
Сведенборг закончил философский факультет Уппсальского университета. Изучал физику, астрономию и главные из естественных наук. Позднее занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Является автором трудов по обработке металлов. Считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия, физиология мозга.
1744 и 1745 годы — период духовного перелома в его жизни. 6 апреля 1744 года он был, по его словам, удостоен посещения Господом Иисусом Христом.
После этого занимался написанием теологических сочинений, в основном комментариев к Библии (от 30 до 40 томов).
Отец Эммануила Сведенборга, Еспер Сведберг, происходил из богатой шахтерской семьи; он много путешествовал, изучал теологию, а по возвращении домой, в Стокгольм, настолько поразил шведского короля Карла XI своими суждениями относительно религии и морали, что позднее получил степень профессора в Уппсальском университете, а затем и сан епископа в Скаре.
В 1715 году Сведенборг возвращается в Швецию, где посвящает последующие двадцать лет своей жизни естественным наукам, а также инженерным проектам. Первым шагом была его встреча с королем Карлом XII, в городе Лунд в 1716 году, при которой также присутствовал шведский изобретатель Кристофер Полхем (Christopher Polhem).
Сведенборг сочетал в себе таланты превосходного ученого (причем многопрофильного, в его арсенале — минералогия, геодезия, металлургия, анатомия, экономика, космология и еще с десяток дисциплин) и философствующего теолога. Возможно, что именно удивительная широта интересов, тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений, помогли ему совершить прорыв к «тайному знанию».
Поворот произошел, когда Сведенборгу было 56 лет; в один из апрельских вечеров он, по собственным заверениям, пережил встречу с Господом, который благословил его на деяния.
В 1744 году Сведенборг совершает путешествие в Нидерланды, во время которого начинает видеть странные сны. Следует отметить, что в большинстве своих путешествий Сведенборг брал с собой путевой журнал, который вел в ходе путешествий.
Местонахождение этого журнала долгое время было неизвестно, однако впоследствии он был обнаружен в Королевской Библиотеке в 1850 г. и был опубликован под названием «Dromboken» («Журнал снов») в 1859 г.
В своем главном литературном труде «О небесах, о мире духов и об аде» Сведенборг выдвинул весьма любопытную версию посмертного существования, которая ему дана, как он заверял, что называется, «из первых рук».
В книге говорится о том, что внешний облик ангела не отличается от человеческого. Более того, все, что есть на небесах, соответствует тому, что есть у людей.
При этом человек сохраняет все свои привычки, склонности и любимые занятия, на основании которых отправляется в ту или иную область потусторонней реальности. И ад создают сами люди собственными дурными мыслями, делами и манерами.
Эммануил (Эмануэль) Сведенборг утверждал, что способен общаться с духами умерших людей, причем в пользу его слов имеются разнообразные свидетельства. Во всяком случае, он подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны не были.
Сведенборг прославился также случаем, происшедшим 19 июля 1759 года, когда во время званого обеда в Гетеборге с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как вскоре было установлено, бедствие, и впрямь охватившее шведскую столицу, развивалось практически идентично описанию Сведенборга.
В 2004 году коллекция Эмануэля Сведенборга, состоящая из 20 000 страниц, была внесена ЮНЕСКО в реестр Память мира. Коллекция относится к периоду научной и технической деятельности, а также к периоду его жизни после религиозного кризиса в 40-е годы XVIII века. После смерти Эмануила Сведенборга эта коллекция была передана Шведской королевской академии наук, где до сих пор и хранится.
По заявлению ЮНЕСКО это одна из самых больших коллекций рукописей XVIII века и одна из редких коллекций новой эпохи, послужившая фундаментом для реформаторской церкви. Также утверждается, что теософия Сведенборга нашла отголосок во всем мире и что для многих его рукописи стали реликвией.
— Книги
* Тайны Небесные
* Апокалипсис Открытый
* Супружеская Любовь
* Учение о Милосердии
* Учение о Милосердии и Вере
* Последний Суд
* Земли во Вселенной
* Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости
* Ангельская Премудрость о Божественном Провидении
* О небесах, о мире духов и об аде