На фото Евгений Александрович  Евстигнеев

Евгений Александрович Евстигнеев

Категория:
Страна:
Биография

Евгений Александрович Евстигнеев (1926-92) - российский актер, народный артист СССР (1983). С 1957 в московском театре «Современник», в 1971-89 в МХАТе (с 1987 МХАТ им. А. П. Чехова). Отец оператора и режиссера Дениса Евгеньевича Евстигнеева.

Евгений Евстигнеев снимался в фильмах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Скверный анекдот» (1966, выпуск 1987), «Зигзаг удачи» (1968), «Бег» (1970), «Собачье сердце» (1988), «Демидовы» (1983), телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) и др.

Государственная премия СССР (1974).

Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926, Нижний Новгород, скончался 5 марта 1992, Лондон.

От слесаря до актера МХАТ

В 1943-47 Евгений Евстигнеев работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком. В 1951 окончил Горьковское театральное училище и до 1954 был актером Владимирского областного драматического театра. В 1956 окончил Школу-студию МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-70 Евстигнеев выступал на сцене театра «Современник», играл острохарактерные драматические и комедийные роли Чернова в «Вечно живых», Короля в «Голом короле», Куропеева и Муравеева в «Назначении», Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в «На дне». Перейдя в 1970 вслед за Олегом Ефремовым во МХАТ (с 1989 — МХАТ имени А. П. Чехова ), актер участвовал как в спектаклях о современности («Сталевары», Государственная премия СССР, 1974), так и в инсценировках классики. Последней ролью Евстигнеева в театре стал Фирс из «Вишневого сада».

Работа в кино

Сниматься в кино Е. Евстигнеев начал в 1957 («Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Из первых киноролей актера выделяется его работа в фильме «Девять дней одного года» (1962). В 1963 Евстигнеев сыграл главную роль в картине «Никогда».

В 1960-80-х годах Евгений Евстигнеев был одним из самых снимаемых актеров советского кино, всего сыграл более чем в ста фильмах. Особенно богат диапазон ролей актера в комедии — от острой сатиры до тонкого лиризма. Среди комедийных персонажей Евстигнеева — Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля»), Миша («Крылья», 1966), Огородников («Старшая сестра», 1967), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок», 1968).

Евстигнеевские образы могут быть доведены до фарса, могут приобрести зловещий оттенок: фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (Гарин, 1966), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский, 1966, выпуск на экран — 1988), «Бег» (Корзухин, 1971).

Актер блестяще исполнял роли внешне колючих и неуживчивых, а на самом деле добродушных и наивных героев: капитан Иван Терентьевич («Верность», 1965), Воробьев («Старики-разбойники», 1972), профессор Плейшнер (телесериал «Семнадцать мгновений весны», 1973), Горяев («Повесть о неизвестном актере»), сторож интерната («Подранки», 1977), Иван Адамыч («Старый Новый год», 1980), Василий Васильевич («Еще люблю, еще надеюсь...»), Степан Степанович («И жизнь, и слезы, и любовь», 1984), Беглов («Зимний вечер в Гаграх», 1986), профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988).

Успешно Евгений Евстигнеев играл и роли исторических персонажей: А. В. Луначарского («Полтора часа в кабинете Ленина», 1968, выпуск — 1987), русских промышленников («Приваловские миллионы», 1973), Никиту Демидова («Демидовы», 1983), А. П. Бестужева-Рюмина (в трилогии «Гардемарины, вперед!», 1987, «Виват, гардемарины!», 1991, «Гардемарины-3», 1992), Ивана Грозного («Ермак», вышел в 1998), М. И. Калинина («Пиры Валтараса», 1990). (С. В. Кудрявцев)

Еще о Евгении Евстигнееве:

Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Для своей матери - Марии Ивановны - он был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже имел сына-школьника.

Все свое детство и отрочество Евгений Евстигнеев провел в городе, в котором родился. Здесь он окончил школу, начал свою трудовую биографию, устроившись слесарем на завод «Красная Этна» (на этом же заводе всю свою жизнь проработала и его мать). Сильного желания стать актером у него в те годы не было, так как его мать была категорически против этой профессии. Дело в том, что сын ее мужа от первого брака работал актером в провинциальном театре, и она знала, каких мук стоила ему эта профессия. В конце концов парень умер в молодом возрасте, и эта смерть сильно напугала Марию Ивановну. С тех пор она твердо решила, что ее сын Евгений никогда не будет актером. Поэтому, когда в 1942 году тот решил подавать документы в Горьковское театральное училище, мать приняла все меры, чтобы сорвать его планы. Она пришла на прием к начальнику кадров завода «Красная Этна» и буквально упросила его не отдавать ее сыну документов. И тот пошел на встречу матери.

Но судьбе все-таки было угодно, чтобы Евстигнеев стал актером. Причем произошло это совершенно случайно. В 1946 году Евгений, в свободное от работы на заводе время, играл в кинотеатре на ударнике в оркестре. Играл он так виртуозно и самозабвенно, что этой своей игрой заслонял всех остальных оркестрантов и приводил публику в восторг. Во время одного из таких выступлений его приметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Ленский. После того, как оркестранты отыграли очередную композицию, он подошел к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актером?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», - продолжил Ленский и вручил парню бумажку с адресом училища.

Когда через два дня после этого Евгений Евстигнеев пришел по указанному адресу, Ленский встретил его очень радушно, предложил выучить какую-нибудь басню и сдать ему экзамен. Через несколько дней Евгений был зачислен на первый курс училища. На этот раз серьезных возражений со стороны матери нашего героя не последовало.

В 1957 году изменилась и личная жизнь Евгения: он наконец-то женился. Его избранницей стала его однокурсница по Школе-студии МХАТ, дочь известного кинооператора Б. Волчека Галина Волчек. Вот что она вспоминает о тех днях:

«Вдруг в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше меня на семь лет и деревенского происхождения. Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря (например, «метеный пол» в его понимании - пол, который подмели, «беленый суп» - суп со сметаной, «духовое мыло» - туалетное мыло и т.д.). Внешне мой избранник выглядел тоже странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется), с жилеткой поверх «бобочки» - летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх «молнии» величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка. Таким явился Женя в мой дом.

Поначалу папа пребывал в смятении, потому что поддался влиянию няни, которая прокомментировала внешность моего избранника словами: «Не стыдно ему лысым ходить, хоть бы какую-нибудь шапчонку надел…»

Я же вела себя независимо и по-юношески радовалась своему внутреннему протесту против родительского стереотипного мышления. Но мной двигал не только протест, я хотела быть рядом с Женей еще и потому, что испытывала к нему целый комплекс чувств. Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил, но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность…

Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!»

И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба.

Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде. Да и няне Женя оказался близким по духу и восприятию жизни. Позже она так и не смогла полюбить моего второго мужа, для нее Женя всегда оставался «своим», а тот «чужим».

Отмечу, что в браке Евгения Евстигнеева с Г. Волчек в 1961 году на свет появился мальчик, которого назвали Денисом (молодые тогда снимали комнатку в коммунальной квартире в доме на улице Горького).

Между тем летом 1964 года круто изменилась личная жизнь Евстигнеева: он расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила от Г. Волчек. Что же произошло тогда? Рассказывает Г. Волчек:

«Когда мы разошлись, многие не понимали, зачем и почему это произошло, уговаривали меня и Женю отказаться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, еду, позвала в наш гостиничный номер («Современник» был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Только через двадцать пять лет он проговорился однажды, что я не должна была так поступать».

Стоит отметить, что, в отличие от Евстигнеева, Г. Волчек в повторном браке связала свою жизнь с человеком далеким от мира искусства - с профессором строительного института Марком Раделевым. А новой его избранницей стала молодая актриса того же «Современника» Лилия Журкина. Первое время они ютились по разным углам (например, снимали комнатку у своих друзей В. Сошальского и А. Покровской в Марьиной Роще), затем, в конце 60-х, получили квартиру в доме на Сиреневом бульваре. В 1968 году у них родилась дочь Маша.

Актриса Валентина Талызина вспоминала о съемках с Евстигнеевым в фильме «Зигзаг удачи»:

«Был первый день съемок «Зигзага...» Должен был прийти Евстигнеев, уже известный актер. Я нервничала, робела, ведь партнер - это все... Наконец приходит Женя. Рязанов нас знакомит. И вот тут, не знаю, почувствовал он мое волнение или не почувствовал, но, протягивая мне руку, он тихонько, как-то по-свойски сказал: «Слушай, я купил тут четвертинку, посидим потом». Я радостно с восторгом закивала и весь первый съемочный день ждала этого момента...

Через день к нам присоединился Георгий Бурков, и мы не расставались уже до окончания картины. Мы так сильно сдружились, что вся съемочная группа называла нас: «Полупанов, Фирсов и Харламов» - по аналогии с неразлучными хоккеистами... Мы принимали каждый день свою дозу и прекрасно снимались до конца смены. На следующий день все повторялось...

Однажды на площадку в ярости приехал Рязанов и собрал всю группу вокруг автобуса. Он начал тихо и зловеще: «Значит, так, я ни когда не думал, что вы так плохо ко мне относитесь. И я не потерплю к себе хамского отношения. Я вам всем в театры напишу телеги, чтоб там знали, как вы себя ведете. Я уверен, что в театре вы бы себе не позволили того, что позволяете в моей картине. Это надо не иметь совести, не иметь порядочности, я не ожидал от вас, это просто ужас! Женя, мне пришлось выбрать пьяный дубль. Это стыдно, Женя! А ты, Талызина, вообще монстр!» - и ушел. В группе повисло молчание...

Мы разбрелись молча одеваться, гримироваться, опять эти полторы смены, опять так же холодно. Все идет нормально, приближаются пять часов. Я подхожу к Буркову и Евстигнееву и говорю: «Ну что?» Они молчат. Я говорю: «Ну так как же?» И Бурков, пряча глаза, отвечает: «Ну, ты действительно, Валька, выпьешь на копейку, а показываешь на рубль». Я говорю: «Так вы что, не дадите мне, что ли? Вы меня что, выкидываете?» И Евстигнеев сказал: «Да налей ты ей». Мы быстро приняли, и снова стало хорошо. Не помню, о чем мы говорили, но говорили много и долго. Жора философствовал. Женя что-то показывал, а я от восторга хохотала и была счастлива».

В 1986 году умерла и его жена - Лилия.

Стоит отметить, что в последние годы отношения Евгения Евстигнеева с женой были не слишком теплыми. Как вспоминает В. Талызина:

«Я наблюдала их отношения со стороны, и мне казалось, что Лилия серьезно больна. Для нее было очень неприятно (по-моему, это вылилось в какой-то комплекс), что Женя имел уже фантастическую славу, а она, красивейшая женщина (она действительно была необыкновенно хороша в молодости, такая американка, Дина Дурбин), оставалась как бы в стороне. Тем более, что с возрастом и болезнью она утрачивала шарм и очень резко реагировала, что к Жене все тянулись, хотели с ним общаться. Когда он приходил на съемочную площадку (в 1984 году снимался фильм «Еще люблю, еще надеюсь» - Ф.Р.), то все улыбались и радовались ему, а не ей. Лиля его все время подкалывала, задевала. Но он терпеливо все сносил, старался не замечать ее подковырок».

…конец 80-х запомнился Евгению Евстигнееву не только грустными событиями. В тот период изменилась и его личная жизнь: он женился в третий раз. Причем его избранница оказалась на 40 лет моложе его. Ее имя - Ирина Цивина, актриса театра Константина Райкина «Сатирикон». Сама она так вспоминает о тех днях:

Поделиться: