Федор Ибатович Раззаков — российский писатель, автор книг по искусствоведению.
Федор Раззаков родился 7 февраля 1962 года, в Москве. Учился в 325-й средней школе (Гороховский переулок). После службы в армии в 1981—1983 годах поступил в Московский областной педагогический институт имени Надежды Константиновны Крупской (МОПИ) на исторический факультет (вечернее отделение). Параллельно работал в НИИ.
В 1992 году ушёл в частный охранный бизнес (охранял газету «Коммерсантъ»).
В августе 1994 году на средства, занятые у однокурсника-бизнесмена, выпустил свою первую книгу — «Жизнь и смерть Владимира Высоцкого».
В 1996—2000 годах был криминальным журналистом в газете «Я телохранитель». Тогда же выпустил четырехтомник: «Бандиты эпохи социализма», «Бандиты эпохи капитализма», «Бандиты Запада» и «Век террора». В январе 1997 года первые два тома вышли в лидеры Москвы по результатам опроса газеты «Книжное обозрение».
В 1998-1999 годах Федор Раззаков выпустил многотомник (8 томов) с биографиями знаменитых деятелей СССР (актеры театра, кино, эстрады, спортсмены, писатели, телеведущие) под названием "Досье на звезд". В эти тома вошли биографии более 200 известных деятелей, слава которых пришлась на период с 1934-го по 1999-й годы. Фактически это был первый подобный труд в постсоветской научно-популярной литературе, посвященный биографиям советских кумиров. Первые три тома данного издания, вышедшие в 1998 году, выдержали несколько дополнительных тиражей, поскольку интерес к этой теме (биографиям советских кумиров) в те годы был огромным. И если на российском ТВ этой темой занимались сразу несколько человек (Леонид Алексеевич Филатов, Глеб Скороходов, Виталий Вульф), то опыт Федора Раззакова оказался на тот момент единственным в научно-популярной литературе. В момент выхода "Досье..." на свет (летом 1998-го вышли два первых тома) журналистка Людмила Семёновна Лунина так охарактеризовала эту книгу:
"Досье" - новый, появившийся в России сравнительно недавно вид биографического эссе... Два тома "Досье" включают около полутора сотен историй. Каждая по отдельности, возможно, впечатляет мало. Но вот собранные вместе, они превращаются почти в эпохальное полотно, неофициальную историю СССР (хронологически "Досье" охватывает почти полвека). И оказывается, что на фоне похожих, как однояйцевые близнецы, партийных пленумов и съездов, в самый жесточайший сталинский террор и в глубокий брежневский застой жизнь в стране шла своим чередом: люди рождались, учились, получали профессию, заводили семьи. Все было не так скучно и страшно, как мы привыкли думать. Мы, оказывается, знаем о быте и нравах своих родителей и бабушек с дедушками столько же, сколько о нравах допетровской Руси".
Биографии знаменитых людей, написанные Федором Ибатовичем Раззаковым, быстро "разошлись на цитаты" - их стали широко использовать журналисты, потом они перекочевали в Интернет. На их основе были созданы десятки теле- и радиопередач. Та же судьба постигнет и другие работы Раззакова: например, двухтомник "Наше любимое кино", где речь шла об истории создания 60 советских киноблокбастеров ("Чапаев", ""Война и мир", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Белое солнце пустыни", "Офицеры", "Москва слезам не верит" и др.).
Раззаков первым в России выпустил книгу о том, как уходили из жизни отечественные звезды - "Как уходили кумиры" (затем была переиздана как двухтомник). Эта грустная тема затем перекочевала на ТВ: в 2005 году появился сериал на ДТВ по этой книге под тем же названием (самый долгоиграющий документальный проект - вышло уже более 200 серий), передача "24 часа" с Леонидом Аркадьевичем Якубовичем на Первом канале.
В 2004 году Раззаков выпустил двухтомный фолиант (более тысячи страниц) "Жизнь замечательных времен", где сделал уникальную в научно-популярной литературе попытку написать хронологию событий целого десятилетия в жизни СССР - 70-х годов ХХ века. На ТВ такую же попытку осуществил Леонид Геннадьевич Парфенов в программе "Намедни".
С телевидением Федор Раззаков сотрудничает с 2000 года (началось все с криминальных документальных фильмов на основе его книги "Бандиты эпохи социализма"). Он публиковался во множестве печатных изданий, с лета 2006 года сотрудничает с газетой «Советская Россия», где был награжден премией "Слово к народу". Его первая статья там была посвящена памяти Дина Рида. Кстати, и первая биография американского певца и борца за мир Дина Рида, изданная в постсоветской России, тоже принадлежит перу Раззакова. Тоже самое можно сказать о биографиях Никиты Сергеевича Михалкова, Леонида Алексеевича Филатова, Шарафа Рашидовича Рашидова, Андрея Вадимовича Макаревича.
Ф.И. Раззаков написал несколько критических статей о деятелях советско-российского искусства (многие из этих статей вошли в книгу "Почему не гаснут советские "звезды"). Например, в статье про Андрея Макаревича - «Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич», опубликованной в газете «Советская Россия», проводится мысль, что «Макар» (Макаревич) вёл своих «телят» (последователей) совсем не туда, куда пастырю следовало бы вести своих овец, то есть не к державным идеалам. Автор ставит в упрёк барду принадлежность его семьи к советской элите и обладанием благами и вещами, недоступными большинству советских людей. Там же «господину Макаревичу» припоминаются его проказы в шестилетнем возрасте в привилегированном детском саду.
Будущему «борцу с режимом» детсадовские лакомства не нравились, и он боролся с ними по мере своих детских сил: например, сливочное масло выбрасывал под стол, а котлеты закидывал на шкаф. Так длилось больше месяца, после чего хулигана из детсада исключили, разоблачив его махинации – котлеты на шкафу начали плохо пахнуть (можно себе представить, сколько добра перевёл «буржуйский сынок» Макаревич за это время!).
В этой статье, а также в некоторых других работах автора, выражается негодование по адресу других советских деятелей искусств (например, Алексея Владимировича Баталова, Юрия Петровича Любимова), которые были взлелеяны советским режимом, приняли от него звания и награды, а потом проявили к взлелеявшему их режиму чёрную неблагодарность, называя его преступным и злодейским, хотя, так же как и Андрей Макаревич, всем своим творчеством они были обязаны самому существованию этого режима.